Наташа Ростова в церкви Разумовских
Жизнь великого писателя Л. Н. Толстого была полна нравственных исканий. Он почти всегда повторял одну и ту же молитву: «Господи! Научи меня жить!» Вопрос о смысле жизни стал основным в работе над романом-эпопеей «Война и мир».
Главной задачей Толстого было раскрытие внутренней жизни любимых героев: Пьера Безухова, Андрея Болконского и, конечно же, Наташи Ростовой. Вопрос писателя о смысле жизни, обращенный к Богу, звучит из уст его любимой героини. Вначале Наташа Ростова — непосредственная, полная жизни девочка, тонко чувствующая добро и правду, красоту человека, его внутреннего мира, искусства, природы. Героиня выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых.
Со временем героиня становится взрослее и серьезнее, но не теряет своих истинно человеческих качеств, несмотря на все заблуждения, лишения и невзгоды. Посещение Наташей Ростовой домовой церкви Разумовских происходит уже после многих ошибок, совершенных героиней. В ее жизни к тому времени уже произошли уже важные события: предложение Андрея Болконского, увлечение Анатолем Курагиным, дружба с Пьером, тяжелая болезнь. После всех этих треволнений Наташу охватывает чувство душевного одиночества, смятения и даже стыда.
На молитве в церкви Разумовских девушка интуитивно ищет выход из этого состояния, ищет сближения с людьми. В какой-то момент дьякон с амвона торжественно провозглашает: «Миром Господу помолимся». Наташа, разъясняя для себя смысл этих слов, непроизвольно определяет суть того единства, которое спасет Россию: «Миром, — все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью — будем молиться». Общенациональная беда заставляет Наташу забыть о себе, о своем несчастье. Наташа Ростова — это любимый женский образ Л. Толстого, подобный пушкинской Татьяне.
С нескрываемой симпатией автор описывает героиню и события ее жизни на протяжении всего романа. Не является исключением и данный эпизод. В церкви Разумовских в жаркий июльский день собрался весь светский бомонд, все знакомые Ростовых.
Наташа слышит вокруг себя реплики — и восторженные, и осуждающие. Ей кажется, что все непременно должны вспоминать ее имя в связи с именами Курагина и Болконского. Но чем беспокойнее героиня была в душе, тем невозмутимее казалась внешне: «Страдая и замирая в душе, как всегда в толпе, Наташа шла… так, как умеют ходить женщины, — тем спокойнее и величавее, чем больней и стыдней у ней было на душе». Ее совсем не радовало осознание того, что она хороша и этим восхищаются присутствующие молодые люди. На сердце у Наташи было другое: торжественная религиозность, надежда на высшую помощь. «Научи меня, что мне делать, как мне исправиться навсегда, навсегда, как мне быть с моею жизнью…» — молится героиня.
Чистота и человеколюбие, искренность и раскаяние — качества истинно русского человека, по Толстому. Все эти качества есть у Наташи Ростовой. Она молится с самоотдачей за всех: за брата и Денисова, за Андрея, которому она причинила боль, и даже за Анатоля Курагина, который причинил ей столько зла. Только здесь, на молитве, Наташа могла спокойно и ясно вспомнить этих двух людей, с которыми ее так или иначе связывала жизнь.
Духовное смятение, которое испытывает героиня, автор передает через описание ее чувств, раскрывающихся во внутреннем монологе: «Боже мой, предаю себя твоей воле… Ничего не хочу, не желаю; научи меня, что мне делать. Куда употребить свою волю!» Эти фразы Наташа произносила с «умиленным нетерпением», ожидая, что невидимая сила избавит ее от всех сожалений, надежд, пороков, желаний и укоров.
Неожиданно для всех присутствующих дьячок выносит скамейку, ставит ее перед царскими вратами и начинает читать молитву о спасении России от вражеского нашествия. Молитва эта занимает одну треть всего эпизода. Это подчеркивает важность как для главных героев, так и для самого автора победы над врагами. Молитва выдержана в форме прямой речи, в соблюдении всех традиций церковно-славянского книжного стиля.
Это позволяет создать эффект присутствия читателя и участия его в посещении церкви. Автор подчеркивает, что в состоянии той душевной раскрытости, в котором пребывала Наташа, молитва эта оказала на нее очень сильное влияние. Героиня внимала каждому слову дьячка.
Она просила Бога с той «нежностью и размягченностью, которою было переполнено ее сердце», хотя сама толком не понимала, о чем она просит Всевышнего в этой молитве. Наташа просила Бога не только за себя, но и за всех людей. Она просила счастья, спокойствия и прощения грехов для всех в мире.
Любуясь своей героиней, Толстой ценит в ней простоту, добро, непосредственность и правду — черты естественные, столь свойственные неиспорченному духовному миру детей. Даже после всех пережитых заблуждений Наташа чиста и искренна. Во время молитвы в церкви на первый план у нее выходят не какие-то эгоистические желания, а пожелание мира, добра и друзьям, и врагам. Главной художественной деталью данного эпизода является монологическая речь дьячка.
В нее вплетается внутренний монолог Наташи, ее просьбы, молитвы — эмоционально насыщенные, высказанные с «умиленным нетерпением» и покорностью. Таким образом, данный эпизод важен для более глубокого раскрытия образа Наташи Ростовой, для понимания ее духовного мира и моральных ценностей, которыми так восхищался сам создатель романа.
Наташа Ростова в церкви Разумовских