Натурализм в творчестве Эмиля Золя
Родоначальницей натурализма в литературе следует считать Францию. Принципы этого метода хорошо прослеживаются в романах братьев Гонкур, увидевших свет еще в 1860-е годы. Однако термин «натурализм» для обозначения собственного творчества первым использовал выдающийся французский писатель Эмиль Золя .
Свои идеи и взгляды на литературу он изложил в теоретических работах «Экспериментальный роман» , «Натурализм в театре» и «Романисты-натуралисты» .
Постепенно вокруг Золя сформировалась группа близких по духу писателей, в которую входили Альфонс Доде, Поль Алексис, Мопассан, Гюисманс.
Золя считал, что творчество реалистов не может в полной мере отвечать требованиям современного искусства. Поэтому им на смену приходят натуралисты, опирающиеся в своих произведениях на постулаты точных и естественных наук, которые успешно развивались во второй половине XIX века. Впрочем, следует признать, что огромное творческое наследие Эмиля Золя невозможно втиснуть в узкие рамки и схемы одной литературной школы.
Золя очень старательно изучал физиологию, биологию, медицину, живо интересовался последними достижениями науки в различных областях. Он вполне серьезно считал, что законы развития природы и животного царства как под копирку могут быть применены и в человеческом социуме, судьбе индивида. Мечтая создать литературу с зеркальным отражением действительности, писатель упорно пытался сблизить ее с наукой, вписать в творческий процесс методы анализа и синтеза.
Золя много раз подчеркивал, что писатель должен быть подобен ученому: объективно изучать и отображать факты, а не руководствоваться симпатиями, антипатиями, политическими взглядами и эмоциями. Если такую установку понимать буквально, то можно обвинить Золя в том, что он вообще отрицал роль духовного начала в литературе. Но это, пожалуй, будет преувеличением.
Как великий художник, Эмиль Золя корректировал свои взгляды в течение жизни.
Самый приземленный натурализм был характерен для его ранних романов — «Тереза Ракен» и «Мадлен Фера». Здесь низведение человека до степени животного прорисовано отчетливо. То же самое можно сказать и о романе «Земля», созданном позже. Там есть описание родов женщины и отела коровы.
Принципиальной разницы в этих физиологических процессах писатель не обнаружил. Наоборот, отметил их общность. Безусловно, в такой грубой, упрощенной трактовке бытия человека, Золя стоял на шаг дальше от своих великих предтеч — Бальзака и Стендаля.
Но все же в большинстве зрелых, а, следовательно, лучших произведениях Золя сложно найти столь прямолинейную физиологию в изображении человека. Хотя влияние биологического фактора никуда не делось. Даже вышло на первый план в знаменитой серии из двадцати романов «Ругон-Маккары».
Как истый натуралист Золя уделял огромное внимание описанию предметов, деталей обстановки, быта, профессиональных нюансов. С поразительной точностью он описывает шахту в Романе «Жерминаль», железную дорогу в произведении «Человек-зверь», универсам в «Дамском счастье», шумный парижский рынок в «Чреве Парижа». К сожалению, культ фактов и документов порой заслоняет самого человека, а иногда и вытесняет его из романа.
Впрочем, изображая человека как биологический индивид, Золя сумел развернуть перед читателем широкое полотно нравов своего времени, показал многие социальные противоречия общества. Само стремление натуралистов запечатлеть дно жизни, его отвратительные стороны, было достаточно демократичным. Большой заслугой писателя следует признать яркую картину контрастов, которыми была наделена Франция конца XIX века.
Натурализм в творчестве Эмиля Золя