«Не пой, красавица, при мне» анализ стихотворения Пушкина
Краткая история создания
Стихотворение написано Пушкиным в 1928 году, летом. В это время поэт жил в Москве. Однажды, находясь в гостях, он услышал грузинскую песню, которую исполняла Анна Оленина.
Пушкин вспомнил далекое время своего первого путешествия по Кавказу. Вспомнил горы, море, степь, кавказскую ночь и девушку, когда-то очень нравившуюся ему. Под влиянием воспоминаний, музыки, личных переживаний и проблем перо поэта легко и быстро начертало удивительно чистое и нежное стихотворение, которое впоследствии стало романсом.
Тема и основной смысл стихотворения
В стихотворении поэт затрагивает тему памяти. Ушедшей давно, но появившейся вновь. Услышав грузинскую мелодию, Александр Сергеевич вновь возвращает память в то время, где он был по-своему счастлив: восторжен и наполнен надеждой и юношеской мечтой.
Читателю между строк преподается урок внимательного и бережного отношения к ушедшему времени. Противоречивость воспоминаний проходит через стихотворение очень полно. С одной стороны, Пушкин не хочет, чтобы при нем пели песни, от которых волнуется душа.
А с другой, ему сладостны звуки милого и такого давнего прошлого. Стихотворение воспитывает в читателе глубокое уважение к тому, что ушло, но осталось жить в уголках памяти. Тематику стихотворения можно назвать любовно-философской.
Сюжет стихотворения
Сюжет прост и слегка загадочен. В нем есть событийные образы. Есть место, где исполняется песня. Есть человек, к которому обращаются с просьбой. Автор просит красавицу не исполнять грузинские песни.
Их он называет жестокими. Поэт аргументирует свое желание тем, что музыка неоднозначно будоражит в нем забытые воспоминания о Кавказе. Мы узнаем о какой-то о бедной, роковой деве. Почему она бедная?
Почему роковая? Что с ней случилось в ту далекую пору? Какое место возле нее занимал поэт?
Читатель может только догадываться об истинном положении вещей. Есть в «Не пой, красавица, при мне» и образы чувств: сожаление, нежность, тоска, печаль, любовь.
Композиция стихотворения
Стихотворение начинается и заканчивается одним и тем же четверостишием. Этот композиционный прием подчеркивает глубину сердечных переживаний автора. Стихотворение написано четырехстопным ямбом.
Ударение падает на четные слоги. Рифма перекрестная. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строчки.
Женская рифма чередуется с мужской .
Употребление тропов
Изящность стихотворению придают тропы:
Эпитеты ; оксюморон ; синекдоха .
Образ лирического героя
Лирический герой — конкретный человечеческий образ. О нем мы можем сказать следующее: влюбленный мужчина с романтической, пылкой душой, наделенной воображением и душевностью. И это может быть не обязательно сам Пушкин. Любой молодой человек может испытать такие же чувства.
Образ лирического героя — собирательный, хотя и имеет в стихотворении личностный оттенок. Есть в стихотворении и лирические «героини» — девушка из прошлого, и девушка, исполняющая песню. По всему стихотворению красной нитью проходят образы природы, любви, тоски, грусти и сожаления.
Род и жанр стихотворения
Относится к одному из трех родов литературных произведений — лирике. Жанровой его особенностью является то, что его можно отнести и к посланию , и к элегии , и к романсу .
«Не пой, красавица, при мне» анализ стихотворения Пушкина