«Не потерять в себе человека»
Творчество А. Чехова занимает особое место в русской литературе конца девятнадцатого века. Чехов был очень наблюдательный человек. Он превосходно чувствовал любые явления, происходящие в жизни общества и каждого человека в отдельности. Люди в произведениях Чехова уверены, что живут вполне самобытно.
На самом же деле они повторяют в той или иной степени уже пережитые кем-то чувства и эмоции. Чехов показывает читателю жизнь обыденную, каждодневную. При этом писатель считает самым важным умение оставаться человеком, несмотря на всевозможные трудности. Так, в рассказе «Толстый и тонкий» речь идет о встрече двух друзей детства.
Однако социальное положение в обществе приводит к тому, что простая человеческая беседа между ними становится невозможна. Вспоминая детские годы, тонкий доброжелательно посмеивается, издавая ностальгическое «хо-хо». Но, узнав о том, что его друг детства дослужился до тайного советника и имеет две звезды, «тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой».
Междометие смеха окрашивается подобострастным отношением к собеседнику: «Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с!». Толстый очень растроган встречей, тем не менее тонкий сгибается перед ним в три погибели — такова власть привычки, выработанная годами манера угодливо держаться перед сильными мира сего.
В рассказе «Хамелеон» герой узнает о том, что собака, покусавшая прохожего, принадлежит генеральскому брату. Это в корне меняет его отношение к животному: «Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха…
Ну, чего дрожишь? Ррр… Сердитая, шельма… цуцык эдакий…». В данном случае поведение Очумелова показывает человека, имеющего определенную власть, и с легкостью подчиняющегося людям, владеющим властью большей. Главный герой рассказа «Унтер Пришибеев» обвиняется в том, что оскорбил «словами и действием урядника Жигина, волостного старшину Аляпова, сотского Ефимова, понятых Иванова и Гаврилова и еще шестерых крестьян, причем первым трем было нанесено оскорбление при исполнении ими служебных обязанностей…».
Унтер в этом герое полностью заслонил человека. Он даже не говорит, а «отчеканивает каждое слово, точно командуя». У Пришибеева «хриплый, придушенный голос», но он сам готов придушить любого, в ком встречает малейшее непослушание и своеволие.
Уже пятнадцать лет он не служит, но, несмотря на это обстоятельство, добровольно берет на себя роль главного надсмотрщика и надзирателя. Пришибеевское в Унтере сильнее его самого. В этом человеке есть нездоровое желание всех запугивать и подавлять. Но самое страшное заключается в том, что Пришибеев даже не понимает, в чем его вина.
Чехов в своих ранних рассказах чаще всего создает такие ситуации, в которых нет необходимости льстить и пресмыкаться. Но привычка преклоняться перед власть имущими берет верх над всем человеческим и настоящим. В рассказе «Смерть чиновника» генерал Бризжалов спокойно отнесся к тому, что чиновник Червяков нечаянно чихнул и обрызгал его лысину.
Но сам Червяков никак не может успокоиться и простить себе подобный поступок: «Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уже блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство».
Червякову кажется, что генерал затаил против него злобу. Чиновник уже не может остановиться. Надев вицмундир, он бегает за генералом, уверяет того, что чихнул нечаянно, ненамеренно. Такое яркое и неуместное преклонение перед генералом приводит к тому, что читатель просто перестает видеть в Червякове хоть что-то человеческое. И даже фамилия главного героя говорит сама за себя.
Он практически доводит генерала до бешенства. Постоянно накручивая себя, Червяков сам провоцирует свою преждевременную кончину: «В животе у Червякова что-то оборвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер». Червяков умирает в чиновничьей «униформе», отсюда у читателя складывается впечатление, что герой этого рассказа просто прирос к своему вицмундиру.
Позже Чехов скажет с иронией: «Настоящий мужчина состоит из мужа и чина». На мой взгляд, в этих словах есть глубокий смысл. Одной только этой фразой писатель показывает жизненные ценности своих современников. Чин, социальное положение являются едва ли не основными требованиями в становлении личности. Чехов прекрасно понимает, что в этом заключается изъян современного ему общества.
Писатель на протяжении всего своего творчества пытался донести до читателя истинный смысл жизни. Несмотря на все жизненные трудности, необходимо сохранять в себе человеческое, настоящее, неподдельное.
«Не потерять в себе человека»