Не прихоть полубога
Есть в жизни впечатления, значение которых осознаешь не сразу. Важны не столько яркость и сила первоначальные, сколько властный зов и притяжение в последующем. И еще ощущение какой-то предопределенности попадания в нужную точку — в единственное, То самое время.
Хищный глазомер судьбы…
Моя командировка в Ижевск день в день совпала с отменой обязательного выпускного экзамена по литературе. Ощущение еще одной распавшейся скрепы в здании нашего и так ветшающего на глазах гуманитарного образования. Какое-то чувство усталости, которое читается в глазах коллег и прорастает внутри тебя самого. Понимание того, что настало новое время, когда для продолжения работы нужны новые силы, мотивы, новые внутренние ресурсы. Хотелось «жизнь просвистать соловьем, заесть ореховым пирогом — да, видно, нельзя никак».
Опять возникли во всей своей первозданной остроте, казалось, решенные когда-то вопросы: «Зачем и кому нужно то, что ты делаешь? Как жить в Профессии, ощущая правильность пути? Имеет ли этот путь какой-то конечный смысл?»
Может, все это и называется словом Кризис?
Пожалуй, только вернувшись в Москву, я понял, что вопросы эти прозвучали для меня в самом правильном месте — там, где уже сделана попытка найти на них ответы. Может быть, промежуточные, неполные, требующие корректировок — но очень и очень любопытные. И эти ответы я, не подозревая об этом, привез с собой в столицу — как утешенье и благую весть.
Метафорически темная речь моя — об Экономико-математическом лицее № 29 Города Ижевска. Точнее, о кафедре культурологии этого лицея. А еще точнее, о той программе, которая разработана кафедрой тринадцать лет назад и успешно воплощена в жизнь. Ее называют в лицее так — «Синхронизированный курс История — Литература — МХК» .
Попытки запараллелить эти предметы предпринимаются давно. В лучшем случае они выливаются в совместные уроки историков-словесников или в организацию межпредметных факультативов . Есть очень удачные примеры общих внешкольных мероприятий.
Но при всем этом надо признать, что Попытки эти несистемные, спорадические. Литература, история и МХК существуют в школах отдельно друг от друга, школьники изучают на этих уроках разные эпохи, курсы запаздывают друг относительно друга. Учителям литературы часто приходится выступать в роли своих коллег-историков и сообщать детям необходимые для понимания литературных произведений сведения, которых у школьников нет по вполне банальной причине — по истории они еще этого «не проходили».
Учителям лицея № 29 удалось невозможное: выстроить и методически обеспечить синхронизированный курс изучения всех трех гуманитарных предметов с 5-го по 11-й класс. Эта программа уже обросла хрестоматиями, методичками, рабочими тетрадями, разработанными уроками, планированием. По ней много лет учатся ижевские лицеисты , на нее перешли и две школы из удмуртской глубинки.
Причем педагоги лицея готовы активно распространять свой опыт: собственно, на организованном ими республиканском семинаре «Современные технологии в обучении на предметах гуманитарного цикла» я и познакомился с синхронизированным курсом.
А еще — что для меня как для практикующего педагога очень важно — я увидел уроки, проведенные в разных классах разными учителями лицея. Урок — это всегда пробный камень для любых красивых слов, написанных на бумажках. На нем всегда все становится ясно. Не скажу, что у меня не возникло вопросов к учителям по поводу этих уроков , но главное не в этом.
А в том, что, посмотрев уроки, убеждаешься воочию: курс, придуманный ижевчанами, работает на самом деле. И позволяет вывести все школьное гуманитарное образование на новый уровень.
Почему можно сделать такой вывод? Все та же навязшая в зубах отмена обязательного экзамена, без сомнения, существенным образом изменит Расстановку сил во всей вертикали гуманитарного образования. Если раньше итогом работы становилось выпускное сочинение и к нему, как к высшей точке, стягивались все нити литературного образования, если раньше в 11-м классе мы фронтально повторяли всю литературу и систематизировали пройденное, то с отменой экзамена все это становится ненужным.
Судя по всему, основное поле битвы за ученика будет смещаться В средние классы : там еще нет экзаменационных мотивировок, там многое держится на интересе — и от того, удастся ли нам «зацепить» ребенка, зависит вся наша дальнейшая школьно-гуманитарная жизнь.
Ижевчане предлагают такой курс, который ребенка «цепляет». Прежде всего, самой возможностью погружения в культурную эпоху и целостного ее освоения и проживания. Это не то же самое, что раздробленное «прохождение» разных предметов. Здесь во главе угла — именно Познающий и живущий этим познанием человек.
Этот человек — не только ученик и учитель, но и Художник, и писатель, и исторический деятель, к опыту которых обращаются и приобщаются на уроке.
Кроме того, этот курс помогает учителю расти, потому что побуждает его к освоению смежных областей знания. В результате становится возможной Работа командой, о чем втайне мечтают многие гуманитарии, разобщенные школьной жизнью.
За долгие годы обкатки курса педагоги лицея многое поняли. Они готовы рассказывать и показывать, обсуждать и отвечать на вопросы, обучать и делиться наработками. И что еще очень важно — готовы учиться сами, слушать и развиваться.
Синхронизированный курс, придуманный учителями ЭМЛи, вызвал интерес в Москве и Питере, ижевчан ждут осенью на конференциях в Нижнем и Перми… Мы рады, что сегодня они в гостях у «Литературы».
Весь блок ижевских материалов выстроен следующим образом. Он открывается развернутой Пояснительной запиской к самому синхронизированному курсу «История-Литература-МХК». Затем следуют Уроки для разных классов. Часть из них демонстрируют возможности Межпредметного изучения одной и той же эпохи .
Другие материалы представляют собой исключительно ценный Опыт записи открытых уроков, проведенных в рамках семинара, и последующей рефлексии над ними.
Урок для 8-го класса взят из коллекции уроков Учителей города Глазова . Встреча со школьными и вузовскими преподавателями литературы проходила в гостеприимной аудитории Глазовского педагогического института. По результатам этой встречи в редакцию пришло несколько интересных материалов, с которыми вы встретитесь на страницах «Литературы» уже в этом году.
Центральный разворот отдан очень важной Таблице общеучебных и предметных навыков и умений по литературе — их формирование входит составной частью в общую систему обучения в лицее. Такие же таблицы есть и по другим гуманитарным предметам. Они позволяют преподавателям формировать компетентности учащихся системно и целенаправленно и при необходимости индивидуально корректировать эту работу.
Завершает блок удмуртских материалов статья о… Петербурге. Именно там располагается Центр культурно-образовательных инициатив «Среда» , с которым лицей № 29 плотно сотрудничает в течение ряда лет и без которого уже непредставимо гуманитарное образование в Ижевске.
Да и не только в этом городе.
В заключение хотелось отметить тех людей, без которых не состоялось бы этого номера. Особая благодарность директору лицея № 29 Элеоноре Григорьевне Щиголевой и ее заместителю Ирине Анатольевне Шевяковой — они поддерживают все инициативы кафедры культурологии. Колоссальный труд в создание синхронизированного курса и его методическое обеспечение внесли заведующая кафедрой культурологии Наталья Рудольфовна Ванюшева и учитель истории Марина Юрьевна Ярославцева.
Им активно помогают учителя Светлана Евгеньевна Хомичева, Оксана Александровна Казакова, Татьяна Павловна Замараева, Людмила Петровна Плетнева, Любовь Анатольевна Рожнова и Ирина Викторовна Несмелова.
Когда знакомишься со стройным и выверенным гуманитарным курсом, который разработан этими людьми, по-новому понимаешь слова поэта о том, что «красота — не прихоть полубога». А просто это — огромный труд, верный расчет, железная воля, талант, обаяние и ум. И еще ощущение собственной причастности к важной задаче — трансляции культуры. И горячая вера в возможность ее осуществления.
И, конечно же, щедрость, с которой всем этим делятся — с нами.
Сергей ВОЛКОВ
Не прихоть полубога