Не улыбайтесь иронически: учитесь читать
Дело в том, что многие старшеклассники — увы! — читают плохо: медленно, невыразительно, воспринимая не слова, а слоги. И времени затрачивается много, и неинтересно, а главное — смысл прочитанного неправильно понимается и плохо усваивается. Не лучше обстоит дело и с выразительностью, то есть с повышением и понижением голоса, логическим ударением, соблюдением интонации (хотя бы в пределах знаков препинания). Об умении читать хорошо разговор будет вестись на протяжении всех лет обучения в старших классах. А начнем мы его со способов чтения. Их пять.
Способ углубленного чтения (его еще называют аналитическим, комментированным) используется при/чтении художественных произведений, научной (учебной) литературы. Он учит работать с любым познавательным текстом, самостоятельно приобретать знания. Углубленным способ называется потому, что в процессе чтения осуществляется так называемое общее наблюдение над содержанием прочитанного с целью научиться усваивать текст. Усвоить текст — значит понять его и запомнить. Запомнить — это ясно: пересказал текст без потерь — значит запомнил. А что такое «понять содержание текста»? — Трудоемкая умственная работа по «изучению» смысла текста, требующая особых умений. Работа эта протекает в три этапа.
Первый этап: обдумывание заголовка текста. «О чем пойдет в нем речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об атом?» — ставя перед собою (мысленно) эти вопросы, вы психологически подготавливаетесь к активному восприятию знаний.
Второй этап: «диалог с текстом». Настоящий читатель всегда активен, то есть является как бы участником событий, о которых повествует текст: соглашается или спорит с автором, что-то одобряет, а что-то осуждает в действиях, поступках, поведении героев — и всегда неравнодушен, волнуется, сопереживает. Возникают и вопросы, и предположительные ответы, догадки, первые впечатления от прочитанного, мнения и оценки, которые, кстати, при дальнейшем чтении могут меняться. На этом этапе особенно важно осознать, что в тексте понятно, а что непонятно; выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение, обращаясь к словарям, справочникам, дополнительной литературе и тем людям, которые могут дать разъяснения. Эти наблюдения можно фиксировать (записывать) в процессе чтения. Как?
Приготовьте школьную тетрадь или стопочку листов в половину формата тетради. Треть листа слева отделите вертикальной чертой (для широкого «поля») и начинайте записывать:
— фамилию, инициалы автора книги, брошюры, статьи, которую вы читаете; — полное название произведения; — место и год издания.
Далее по ходу чтения записываются:
— непонятные слова и выражения (оставляется место для последующего разъяснения); — замечания по поводу прочитанного, (кратко, например: «Согласен»; «Не ожидал!»; «Так не бывает»; «Да, это справедливо» и др.); — возникающие вопросы и предварительные выводы.
В правой части листа записывается краткий пересказ текста или главные, ключевые мысли (положения) прочитанного — своеобразный план (тезисы). Постарайтесь в этих записях сохранить (по возможности) особенности авторской речи путем включения отдельных характерных слов, выражений, цитат. Если книга ваша, то наряду с выписками можно использовать закладки в нужных местах.
Закончив чтение текста, поставьте перед собой вопрос: какие мысли показались вам наиболее важными, интересными, полезными, какие — неубедительными, спорными? И почему? Попробуйте также полученные новые знания сопоставить с тем, что вам было ранее известно (по сходству или различию), и тогда, возможно, появятся вопросы, на которые захочется получить ответ. Мы говорили до сих пор об общем наблюдении. У него есть разновидность — целевое, т. е. наблюдение какого-либо конкретного действующего лица или группы персонажей, определенных событий или положений.
Третий этап: задайте самому себе контрольные вопросы но прочитанному и ответьте на них, такие вопросы, которые можно ожидать от учителя (и которые могут встретиться вам в учебнике). Способ углубленного чтения может показаться трудоемким, медленным, громоздким. Это не совсем так. Пользуясь им систематически при чтении программных художественных произведений и критических статей, вы
— постепенно научитесь «обрабатывать» материал в уме; — гораздо быстрее и прочнее усваивать его в сравнении с теми, кто будет просто читать его несколько раз «для запоминания»; — кроме того, способ углубленного чтения развивает ум, память, сообразительность, что, в свою очередь, облегчает учебный труд; — да и техника чтения очень скоро улучшится.
В заключение несколько практических советов по технике чтения:
— готовясь к чтению, примите удобную позу — свободную и спокойную. Не следует торопиться, суетиться, напрягать зрение или щуриться;
— в зависимости от содержания текста темп чтения чередуется: одна часть читается медленно, другая — побыстрее. Но при любом темпе не должно быть возвратного движения глаз (как это бывает при слоговом чтении). Слово или словосочетание прочитывается не по частям, а схватывается целым. При быстром чтении совершенно необходимо охватывать сразу большую группу слов (даже целые фразы и абзацы) по принципу «узнавания», «догадки». Для этого в группе слов (во фразе, абзаце) следует прежде всего научиться выделять опорные слова — те, по которым можно понять смысл и даже художественную образность фразы (абзаца).
Не улыбайтесь иронически: учитесь читать