«Не в законе правда, а в человеке»
Анализ рассказа И. С. Шмелева «Про одну старуху» в 11-м классе
Ход урока
I. Вступление.
И. С. Шмелев — автор многих рассказов, повестей, романов. Темы его произведений разнообразны. Главное в них — внимание к человеку. Его герои — простые люди, очень часто с горькой судьбой. Втянутые в водоворот событий, они проходят тяжкий путь познания мира, обретения мудрости.
Как вопль потрясенного сердца, выбрасывается из их души: «Ну а где правда-то настоящая, в каких государствах, я вас спрошу?! Не в законе правда, а в человеке».
Оказавшись в 1922 году вдали от России, Иван Шмелев не озлобился, хотя многое в новой жизни не принял. Чувства осиротевшего отца, пережитый голод в Крыму, воспоминания о мародерстве и терроре нашли отражение в яростных и трагических памфлетах.
Вспомним значение слова «памфлет». Оно происходит от английского pamphlet, означающего «листок, который держат в руке». Памфлетом в литературе называют «произведение остросатирического характера, высмеивающее в резкой обличающей форме политический строй в целом, общественные явления и т. п.». Памфлет отличается документальностью, верностью объективному факту и ограниченностью собственного художественного вымысла. «В памфлете может переплетаться публицистика с сатирическими приемами оценки» (Словарь литературоведческих терминов / Ред. и сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев.
М., 1974. С. 257).
Рассказ «Про одну старуху» был написан во Франции в 1924 году. Это произведение о Родине-матери, которую все позабыли и оставили на погибель.
II. Работа над текстом.
1. Выявление уровня восприятия произведения.
Какое впечатление сложилось о рассказе? О каком периоде жизни страны идет повествование? Какие события в центре внимания автора?
Какой эпизод больше всего поразил вас своей трагичностью?
2. Анализ рассказа.
— Обратите внимание на заглавие. Только ли о Марфе Трофимовне Пигачовой рассказывает автор?
— От чьего лица ведется повествование? Что мы можем о нем сказать? На что указывает подзаголовок «Рассказ бывалого человека»?
— Какой прием лежит в основе рассказа «бывалого» человека? С какой целью его использует автор?
— Каковы исторические рамки описываемых событий?
— Назовите ведущие темы и мотивы рассказа.
(Автор говорит об отношении народа к власти, о разорении, насилии и репрессиях, выражает тревогу за судьбу России. В рассказе звучит мотив бесприютности, раскола в семье и стране.
С самого начала повествования события мирового значения тесно связаны с личными судьбами персонажей. Писатель обращается к обычным на первый взгляд типам человеческих характеров, чтобы через их переживания раскрыть трагедию целой эпохи.
В центре рассказа шестидесятилетняя женщина — М. Т. Пигачова.)
— Расскажите о ее судьбе.
— Какие художественные приемы использует автор для раскрытия характера героини ?
— Как показывает автор новую власть и отношение к ней народа? Какие интонации преобладают в их характеристике?
(Пришла «смута», «господ описали», сына Никешку на войну забрали. Начались «грабежи да поборы», до церкви добрались. «Кума-нисты» установили свои порядки.
Через незамысловатую речь, неправильно произносимые слова И. Шмелев выражает отношение простых людей к происходящим событиям и власти, с гневом и болью говорит о трагедии народа.)
— Кто представляет власть в деревне? Расскажите о Леньке Астапове.
(«Победный комитет» возглавляет Ленька Астапов — «вор», «дизелтир» и убийца. Он умел только «пустые слова» говорить да чинить беззакония, а для несогласных у него под рукой всегда «свинцовая примочка имеется».
С этого момента темп повествования убыстряется, краски сгущаются. Рассказчик эмоционально описывает все те страдания, которые пришлось пережить героине. И не только ей одной: весь народ оказался втянут в водоворот страшных событий. Мотив погони, облавы пронизывает весь рассказ.)
— Как вы думаете, почему в произведении практически нет описания природы?
III. Чтение и анализ эпизода Ї»Встреча матери с сыном».
1. Каково место этого эпизода в композиции произведения?
2. Как связан эпизод с предшествующими ему событиями?
3. Расскажите об отряде «особого назначения». Кто они? На какие детали их внешности и поведения обращает внимание автор?
4. Что мы можем сказать об авторской позиции?
(Чтение отрывков: «С ими?! У родных детей хлеб отымаешь?! …да будь проклят!»; «Прямо голову народ поднял, не узнать!»; «Денег много нашли… бери, мол, на сирот».
В этих сценах звучит приговор власти и ее бесчеловечным порядкам. Голос автора сливается с голосом народа.)
5. Какие изобразительные средства помогают передать драматизм этого эпизода?
Кульминация сменяется быстрой развязкой. Сын застрелился, а старуха «приказала долго жить». Власть обещала передать муку семье. «Дослали, нет ли — неизвестно» — этой фразой заканчивается рассказ.
Почему?
IV. Обобщение. Беседа.
1. Как вы поняли слова героя: «Не в законе правда, а в человеке»?
2. В чем видит истоки страдания людей И. С. Шмелев?
3. Какие черты народного характера особенно дороги автору?
4. Что вы можете сказать о языке рассказа? В чем его своеобразие?
5. Как автор выразил в произведении жгущую его сердце тревогу?
V. Домашнее задание.
Прочитайте рассказ И. С. Шмелева «Кровавый грех». Сравните его с уже известными вам произведениями писателя. Сделайте анализ идейно-художественного своеобразия любого рассказа.
«Не в законе правда, а в человеке»