«Не забыть, что мы люди…»
Рассказ В. Шукшина «Волки» в 8-м классе
Эпиграф к уроку: Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений .
1. Вступительное слово учителя. Василий Макарович Шукшин однажды сказал: «Цель искусства, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь человеку познать жизнь и самого себя, сделать людей гуманнее, возвышенней, благородней. Подлинное искусство всегда зовет к совершенству, всегда правдиво и современно».
Поэтому писатель-гуманист восставал против всего, что искажает, калечит человеческую душу, будь это мещанство, приобретательство, корыстолюбие, ложь в человеческих отношениях, трусость, предательство…
2. Ответ на вопрос домашнего задания. «Стоит ли учителю читать на уроке рассказ «Волки» и почему?»
3. Чтение рассказа учителем. Предварительно перед классом ставится очередной вопрос: «Почему рассказ называется «Волки»?»
Ответы учеников сводятся к следующему: рассказ с глубоким подтекстом. Ведь волки — это не только хищники, лесные звери, волки — это люди типа Наума, с которым приходится жить Ивану.
4. Беседа — анализ текста.
— Прочитаем короткую экспозицию рассказа.
«В воскресенье, рано утром, к Ивану Дегтяреву явился тесть Наум Кречетов, нестарый еще, расторопный мужик, хитрый и обаятельный. Иван не любил тестя; Наум, жалеючи дочь, терпел Ивана».
Что настораживает читателя в первых же строках рассказа? Какое слово объясняет, по-вашему, отношения зятя и тестя?
— Шукшин редко в своих рассказах прибегает к описанию пейзажа. Но если пейзаж присутствует, он сопрягается с событиями духовной жизни человека или находится в гармонии с душевными переживаниями героя или противоречит им. Прочитаем краткую пейзажную зарисовку: «День был солнечный, ясный.
Снег ослепительно блестел. В лесу тишина и нездешний покой».
— Каково, по-вашему, назначение пейзажа в этом рассказе?
— Какие чувства переживает Иван в эпизоде с волками?
— Как вы объясните поведение Наума?
— Давайте проследим по тексту параллель: волки — Иван — Наум.
Волки
«Вышли из леса, стоят, ждут».
«Волки двинулись с горы».
«…серыми комками податливо катились с горы, наперерез подводам».
«…достигли дороги… стали легко нагонять…»
«…вожак стал обходить сани, примериваясь к лошади».
Иван
«…задергал вожжами, разворачивая коня».
«…выскочил из саней, насилу втолкал коня в оглобли… Упал в сани».
«Он испугался, но как-то странно: был и страх, и жгучее любопытство, и смех брал над тестем».
«…крепко вцепился в передок саней и смотрел на волков».
«Ивана охватил настоящий страх».
Наум
«…остановил коня… заматерился…»
«Наум уже развернулся…»
«- Грабют! — орал Наум».
«- Грабют! — кричал Наум».
«Наум нахлестывал коня».
Обратим внимание на слова, передающие мысли Ивана: «Раньше он волков так близко не видел и считал, что это что-то вроде овчарки, только крупнее. Сейчас он понял, что волк — это волк, зверь. Самую лютую собаку еще может в последний миг что-то остановить: страх, ласка, неожиданный властный окрик человека.
Этого, с паленой мордой, могла остановить только смерть».
— Какой подтекст слышится здесь?
— Я просила вас вспомнить или выписать из словаря значение слова «совесть». Затем ответить на вопрос: «Когда о человеке говорят, что у него есть совесть, и что значит быть бессовестным?» Пожалуйста, прочитайте ваши ответы.
— Да, рассказ Шукшина прежде всего о совести человека. Самое страшное — это человек без совести. Что испытывает Иван, столкнувшись с волчьей хваткой своего тестя?
— Прочитаем эпиграф к уроку. Эти слова принадлежат всемирно известному педагогу Яну Амосу Коменскому. Как вы свяжете это изречение с темой рассказа Василия Шукшина? , чтобы спастись самому, — это безнравственно. Но таким Наум стал не сейчас, такова вся внутренняя основа его побуждений. «Хитрый», — сказал о нем Шукшин в начале рассказа.
И «обаятельный». Это страшно.)
— Почему Шукшин заставляет Ивана повторить слова «Как надо человеком быть»?
— Каково, по-вашему, отношение автора к героям рассказа?
— Как вы думаете, что будет потом с Иваном? Смирится ли он с волчьей натурой Наума?
— Как вы понимаете концовку этого рассказа?
5. Выступления учеников — авторов рисунков к рассказу .
6. Подведение итогов.
Рассказ В. М. Шукшина долго держит нас в плену. Прав он был, когда писал: «Мне кажется, что самый простой случай, эпизод, встреча могут стать предметом искусства, и чем проще эпизод, случай, тем больший простор для художника». А значит, и для читателя.
Читайте его книги. Внимательно, неторопливо. И думайте, всматривайтесь в лица его героев.
7. Домашнее задание. Написать отзыв об уроке внеклассного чтения. Ответить на вопрос: «Встречалась ли мне в жизни ситуация, подобная описанной Шукшиным? Если да, то как из нее вышли реальные люди?»
«Не забыть, что мы люди…»