Немецкая Поэзия начала 60-х годов ХХ столетия
Поэзия начала 60-х годов явила своим читателям молодое лицо. Они стали свидетелями того, как в литературу стремительно вошла большая группа молодых поэтов. На многолюдных вечерах поэзии стихи читались тысячам горячих поклонников поэзии. Оживилась дискуссия о вопросах поэтического творчества. Заговорили о новой поэтической волне. Хотя позднее ажиотаж несколько спал, однако поэзия поднялась на новый уровень.
Свой вклад в это поступательное движение литературного процесса вносили все поэты. Молодые поэты, чей приход в литературу был столь громким, нашли в лице Георга Маурера чуткого наставника, покровителя и критика. Примером для них служил Иоганнес Бобровский, завоевавший в эти годы большую популярность. Его произведения, получившие и международную известность, повлияли на творчество многих молодых поэтов.
Очень плотные по своему языку элегии Эриха Арендта с их весьма трудными для расшифровки ассоциациями соседствовали рядом с доходчивыми, простыми песнями других поэтов, написанными для молодежных клубов. Стихи Вильгельма Ткачика («У нас свои небесные луга», 1958; «Радужный балдахин», 1970; «День велик», 1972) запечатлели путь рабочего-поэта от 20-30-х годов до наших дней.
Социалистическая действительность и мировой революционный процесс воспринимались поэтами 70-х годов по-новому. Для поэзии этого периода характерны осознание сложности ее задач, глубокое проникновение в сущность межличностных отношений в обществе, открытие новых граней социалистического мировоззрения, обостренное чувство «нетривиальности языка» .
Поэзия этих лет носила несомненный политический характер, хотя собственно политическая тематика и отодвинулась немного на задний план. Многие из поэтов приветствовали борьбу и победу вьетнамского народа, гневно протестовали против чилийской контрреволюции. Гельмут Прейслер (315) посвятил три поэмы из книги «Цветной сон» (1972) и сборник «Моя мечта — человек» (1976) борьбе народов мира за лучшее будущее, раскрыв ее исторический смысл. Эти же темы звучали в стихах Фолькера Брауна («Против симметричного мира», 1976), Адольфа Эндлера («Песчинка», 1974), Хайнца Чеховского («Овцы и звезды», 1974), Петера Госсе («Определения места», 1975). В их стихах говорится о социалистическом укладе жизни, об отношении людей к работе, к решению общественных и личных проблем, об их отношении друг к другу и к самим себе. Но порою эта критика приобретала черты «злобных карикатур», в результате чего не находили своего должного отображения исторические завоевания социализма.
Подобные тенденции отчетливо проявились, например, в сборнике «Письмо с синей печатью» Райнера Кунце (род. в 1933 г.; «Посвящения», 1963), который в 1977 году переселился в Германии.
Вызывающий, агрессивный характер неизменно носили песни и баллады Вольфа Бирмана (род. в 1936 г.), которые он писал и исполнял, находясь в Германии с 1953 по 1976 год. Если поначалу они были нацелены против милитаристской политики империализма и определенных недостатков социалистического общества, то позднее в них все явственнее звучало принципиальное неприятие реального социализма. После острой полемики вокруг Бирмана в 1976-1977 годах несколько писателей и поэтов выехали из Германии (в том числе Зара Кирш).
За период с начала 60-х годов в наибольшей мере проявилась творческая индивидуальность поэтов среднего поколения. В их стихах ощущается тот импульс, который возник от взаимодействия между продолжением прежних поэтических тенденций и теми новыми требованиями и возможностями, которые встали на повестку дня перед социалистической поэзией.
Это нашло свое выражение в поэтических сборниках Гюнтера Кунерта (род. в 1929 г.) «Непрошеный гость» (1965), «Невинность природы» (1966), «Открытый исход» (1972) и «Маленькое «но»» (1975). Кунерта интересовали внутренние противоречия. Он напоминает о тех несправедливостях и преступлениях, которые совершались в прошлом и совершаются сегодня, он предупреждает людей и призывает их к бдительности:
Когда в городах
Умирает свет и чернеют скелеты
Под условным названьем «деревья»
Несущие небо
Тогда воскресают солдаты
Они маршируют под мостовыми
Чтоб вы слышали их
Пока города безмолвны.
Без устали
Ибо у вас в ваших квартирах
Одно лишь занятье
Забота одна лишь — забвенье
Забвенье.
Для языка и образного строя стихов Кунерта характерны отстраненность и вызов. Стремление к «индивидуальному мироосмыслению» позволило Кунерту ярче выявить особенности своей поэзии, но одновременно и усилило в них настроения пессимизма по отношению к истории и культуре. Им соответствует поэтика, устраняющаяся от активного, деятельного вмешательства в общественные процессы и представляющая человека в виде абстрактной антропологической сущности («Зачем писать?»).
Стихи сборника «Маленькое «но»» целиком и полностью направлены на акцентацию противоречий в жизненных событиях и позициях. В прозе Кунерт выступил (с 1978 г. живет в Германии) в качестве автора коротких историй и путевых заметок, весьма близких его стихам, а также с романом «От имени шляп» (1976).
Пауль Винс опубликовал в 1968 году сборник стихов «Служебная тайна».
Его стихи также повествуют об острых противоречиях человеческой судьбы. При этом наряду с социальными проблемами его внимание привлекает также отношение человека к природе и космосу.
Большое впечатление производит виртуозное использование языка в стихах Винса. Ирония и самоирония, меланхолия и гротеск определяют интонацию многих его стихов, основное содержание которых сам Винс охарактеризовал так: «Я слежу за противоборством сил, которые должен подчинить себе. Я пытаюсь сделать это в жизни и пытаюсь сделать это в стихах».
От стихов Кунерта или Винса явственно отличается поэтическая манера Хайнца Калау (род. в 1931 г.). Темой его стихов — преимущественно рифмованных — обычно служат повседневные события и впечатления, нередко им присуща некоторая дидактичность. При всем тяготении к конфликтному материалу им свойственны оптимизм и мажорные интонации.
Немецкая Поэзия начала 60-х годов ХХ столетия