«Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…»
Анализ пьесы Шекспира в 8-м классе. 2 часа
Цели. Помочь учащимся понять смысл трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»; развивать навык выразительного чтения; учить сопоставлять произведения разных видов искусства; совершенствовать навык анализа драматического произведения; закрепить понятия «сюжет», «экспозиция», «завязка», «кульминация», «развязка»; расширять кругозор, развивать эстетическую восприимчивость, формировать интерес к творчеству Шекспира.
Эпиграфы к уроку:
Любовь всегда прекрасна и желанна, Особенно, когда она нежданна.
Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Оборудование. Портреты Шекспира, иллюстрации к трагедии Саввы Бродского, аудиомагнитофон, фонограмма — фрагменты из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», видеомагнитофон, телевизор, аудиокассета — фрагменты из фильма Ф. Дзефирелли «Ромео и Джульетта».
Ход урока
Слово учителя: сюжет трагедии в искусстве
Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.
В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству рисунков. Сюжет ее был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком, стихотворение о героях трагедии создала русская поэтесса XX века Маргарита Алигер, существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссеру Франко Дзефирелли…
Самое интересное заключается в том, что У. Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.
В чем же секрет шекспировского таланта? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.
Беседа с классом
1. С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам это удивительным?
Давайте прочитаем пролог.
Слово учителя. В древности в античных трагедиях был такой персонаж — хор, состоявший из группы актеров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события.
Шекспир использовал этот прием древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.
2. Определите тему трагедии «Ромео и Джульетта».
3. Где происходит действие?
4. Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения?
Давайте послушаем фрагмент из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», который называется «Монтекки и Капулетти».
5. Как вы думаете, какое настроение воплощено в этой музыке?
Учитель. Это прозвучала тема вражды, отрывок называется «Монтекки и Капулетти».
6. Итак, в чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе?
7. Вспомните, что такое сюжет, и выделите его элементы в трагедии У. Шекспира.
(Сюжет — система событий в произведении. Экспозиция — изображение столкновения Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти. Завязка — встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви.
Кульминация — сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни. Развязка — рассказ брата Лоренцо и примирение семей.)
8. Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?
9. Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?
Пустая тягость, тяжкая забава, Нестройное собранье стройных форм, Холодный жар, смертельное здоровье, Бессонный сон, который глубже сна. Вот какова, и хуже льда и камня, Моя любовь, которая тяжка мне.
Что есть любовь? Безумье от угара, Игра огнем, ведущая к пожару, Воспламенившееся море слез, Раздумье — необдуманности ради, Смешенье яда и противоядья.
Я потерял себя, и я не тут. Ромео нет. Ромео не найдут.
10. Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?
11. Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?
(Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта отвечает:
Еще не знаю. Надо сделать пробу. Но это лишь единственно для вас.
Юная героиня еще не думала о любви, о браке, она спокойна.)
12. Вспомните, сколько лет Джульетте?
Давайте послушаем отрывок из балета С. Прокофьева, который называется «Джульетта-девочка».
13. Как вы думаете, почему автор делает героиней такую молодую девушку?
14. Как и где вспыхивает чувство юных героев?
15. Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга.
Ее сиянье факелы затмило… Я воплощенье ненавистной силы Некстати по незнанью полюбила. Что могут обещать мне времена, Когда врагом я так увлечена?
16. Что мешает их любви?
17. Как любовь воздействует на героев: как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?
(Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулетти, он начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки.
Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется еще сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстает и борется за свою любовь.
Любовь в трагедии предстает как великий воспитатель: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность.)
18. Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев?
(Они оценивают друг друга не по имени, а по качествам. «Когда Ромео не звался бы Ромео, он хранил бы все милые достоинства свои…» — говорит Джульетта.
Им не понятна вражда, которая мешает соединению. Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео — Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны.)
19. Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?
20. В чем видят герои смысл жизни?
(Для них высшей ценностью является любовь. Поэтому они не могут остаться в мире один без другого, поэтому они выбирают смерть. Даже их слова похожи.
Джульетта, принимая снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: «И за твое здоровье пью, Ромео!»
Ромео перед смертью, выпивая яд, говорит: «Пью за тебя, любовь!»)
21. Почему погибают герои?
Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку .
22. Есть ли смысл в гибели героев?
23. Давайте обратимся к нашим эпиграфам. Соответствуют ли они содержанию нашего урока?
Подведение итогов
Учитель. Трагедия — это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, отстаивая свой идеал.
По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу представляют так:
Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте.
Но, я думаю, мы можем предложить свой вариант заключительной строки, ведь история юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.
Нет повести прекраснее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте.
Домашнее задание. Написать отзыв о трагедии У. Шекспира.
«Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…»