Николай Гоголь (1809-1852) — русский и украинский писатель. Влияние украинской культуры на развитие его творчества
Цель: познакомить учеников с Н. Гоголем, писателем и личностью; выяснить влияние украинской культуры на развитие его творчества; формировать умение коротко, лаконично и содержательно делать записи в тетради; воспитывать уважительное отношение к культурным процессам разных народов.
Оборудование: портреты Н. Гоголя и близких ему людей, иллюстрации с изображением места рождения и других памятных мест, связанных с жизнью писателя.
Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе знаний и умений.
Ты хочешь непременно сравниваться с Богом. Мать Н. Гоголя
Я изо всех сил стараюсь, как новость сказать
То, что сказал Гоголь.
Л. Толстой.
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. «Я пылал неугасаемым стремлением сделать свою жизнь нужной для блага государства, я жаждал принести хотя бы наименьшую пользу. Беспокоили мысли, что я не смогу, что мне преградят путь, нанеся мне глубокую печаль. Я поклялся ни одной минуты короткой жизни своей не терять, не сделав блага»,- так писал пылко настроенный на самопожертвование юноша, еще в студенческие годы глубоко проникаясь социальными неурядицами, внутренне противясь разнообразнейшим проявлениям зла, болея за все государство и свою «милую Украину». Он настраивался на такую деятельность, «чтобы быть по-настоящему полезным для человечества». Вообще же все творчество этого человека было направлено на «очищение сердца», «понимание сердцем», чтобы достичь хотя бы какого-то подобия общественной гармонии. Этим человеком был Николай Васильевич Гоголь, выдающийся русский и украинский писатель. Наверное, недаром два народа спорят, кому принадлежит его творчество. Ведь Гоголь принадлежит к когорте тех писателей, которых «своими» могут назвать любые народы. (Объявление темы, цели урока и знакомство с эпиграфами; запись в тетради).
II. АКтуализация опорных знаний.
1. Заполнение первой графы таблицы сравнения первичных и вторичных знаний на тему «Гоголь», комментирование учениками записей
Это мне было известно | Это для меня является новым |
2. Сообщение учеников с опережающей задачей.
Сведения о жизни Н. Гоголя и интересные выражения о нем «русский язык Гоголя был не родной, а изученный, сильно перенятый украинской стихией… он думал по-украински, а писал свои произведения, переводил их на русский язык… если бы Гоголь пожил дольше в украинском окружении «…», не слонялся среди чужеземцев, за границей, то он стал бы украинским писателем» (В. Дорошенко).
«Ужасное непонимание Гоголя можно объяснить… только одним: по природе своего духа и творчества он был чужой для великорусской литературы» (А. Перетц).
«У писателя формируется новая миссия — посланничество, от лица поверженной в рабство Родины… Он выполнил свою миссию средствами русского языка с блеском… Украинец сделал огромный взнос в соседнюю литературу, а благодарности никакой» (Я. Славутич).
«Во многих случаях даже чувствуется, что Гоголь думает на родном языке и не старается переводить на русский, оставив все в естественном состоянии» (А. Мандельштам).
«Гоголь продолжил развитие эстетичных идей, которые были присущи украинской художественной мысли. Здесь имеем дело с тенденцией активного вхождения украинского материала в русскую литературу: и эстетичных, и интеллектуальных, и ментальных форм» (П. Михед).
«Я изо всех сил стараюсь как новость сказать то, что сказал Гоголь» (Л. Толстой).
«Как писатель, Гоголь сформировался на почве староукраинской литературы, его творчество вобрало в себя родительные барочные признаки, поэтому гоголевские произведения близки к украинской барочной проповеди, поучительному слову… и к старой интермедии, вертепной драме, бытовому анекдоту, бурлеску» (Ю. Барабаш).
«Скажу вам одно слово о том, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Я сам не знаю, какая у меня душа. Знаю только, что никаких преимуществ не дал бы ни малороссиянину перед россиянином, ни россиянину перед малороссиянином. Обе природы весьма щедро одарены Богом, и каждой присущи такие черты, которых не имеет другая…» (Н. Гоголь).
3. Дополнение к таблице сравнения первичных и вторичных знаний (продолжение заполнения первой графы).
III. РАбота над темой урока.
1. Лекция учителя.
(Ученики записывают детали, которые им показались самыми интересными или самыми весомыми).
3. Работа в парах. Обмен вопросами для взаимопроверки.
IV. Рефлексия.
1. работа над второй графой таблицы сравнения первичных и вторичных знаний учеников
Ученики читают записи и комментарии к ним.
2. Незавершенное предложение.
Завершите предложение: «Сегодня я узнал, что…»; «Сегодня меня поразило, что…».
V. ДОмашняя задача.
Прочитать повесть Гоголя «Шинель».
Николай Гоголь (1809-1852) — русский и украинский писатель. Влияние украинской культуры на развитие его творчества