Николай Иванович Костомаров. (16.05.1808-19.04.1869). Жизнь и творчество
Выдающийся украинский и русский историк, поэт-романтик, мыслитель, общественный деятель.
Искренняя любовь художника к своей Родине может проявляться только в строгом уважении к правде.
Н. Костомаров.
Сообщение 1. Детство, юность, обучение.
Происхождение будущего писателя определяло некоторую двуплановость его судьбы. Он появился на свет 16(4) мая 1817 г. в с. Юрасовка Острогозского уезда Воронежской губернии до женитьбы местного помещика Ивана Петровича Костомарова с крипачкой и по законам Русской империи стал крепостным своего собственного отца. Отставной военный Иван Костомаров уже в преклонном возрасте выбрал себе в жену украинскую девушку Татьяну Петровну Мельникову и отправил ее в Москву для обучения в частном пансионе — с намерением потом на ней женится. Обвенчались родители Н. Костомарова в сентябре 1817 г., уже после рождения сына.
Внезапная смерть отца (1828) поставила его семью в затруднительное юридическое положение. Родившийся вне брака, Н. Костомаров как крепостной отца в наследство переходил теперь его ближайшим родственникам — Ровневым, которые были не против отвести душу, издеваясь над баричем.
Когда Ровневы предложили Татьяне Петровне за 14 тысяч десятин плодородной земли — вдовью часть — даты волю сыну, она согласилась без промедлений.
Оставшись с очень скромным состоянием, мать перевела Николая из Московского пансиона (где он, только начал учиться, за блестящие способности получил прозвище enfant miraculeux (фр.- чудесный ребенок)) в пансион в Воронеже, ближе к дому. Обучение в нем обходилось дешевле, но уровень преподавания был очень низкий, и мальчик едва высиживал скучные уроки, которые практически ему ничего не давали. За «затеи» он был отчислен из этого пансиона и перешел в Воронежскую гимназию. В 1833 году Николай — студент Харьковского университета историко-филологического факультета.
В университете изучал древние и новые языки, интересовался античной историей, немецкой философией и новой французской литературой, учился играть на фортепиано, пробовал писать стихи. Сближение с кружком украинских романтиков Харьковского университета в скором времени определило его увлечение преимущественно фольклором и казацким прошлым Украины.
Костомаров в университетские годы очень много читал. Перегрузки не промедлили обозначиться на его здоровье: еще во времена студенчества значительно ухудшилось зрение.
В январе 1837 г. Н. Костомаров сдал экзамены по всем предметам, и 8 декабря 1837 г. был утвержден в статусе кандидата.
Сообщение № 2. Литературная деятельность.
После окончания университета Костомаров служил в Кинбургском драгунском полку в Острогозске, где был историком.
Художник считал, что историю необходимо изучать не только по летописям, а и по народному творчеству. Для лучшего знакомства с жизнью простого люда он, по его же словам, начал «этнографические экскурсии из Харькова соседними селами и кабаками».
Большое влияние в те годы оказало на Н. Костомарова европейская романтическая традиция (особенно творчество Э.-Т. А. Гофмана).
Уже в харьковский период жизни художник начал склоняться к мысли о том, что среди славянских народов именно украинскому принадлежит особое место в деле освобождения всех славян от имперского деспотизма и крепостнического рабства. В стихах и поэмах тех лет он воспевает княжеские и казацкие времена Украины. Свои поэтические произведения Костомаров печатает в разных альманахах и издает в виде сборников «Украинские баллады» (1838), «Ветвь» (1840) под псевдонимом «Иеремия Галка». Тогда же под влиянием творчества В. Шекспира создает историческую драму «Савва Чалый» (1838) и трагедию «Переяславская ночь» (1841).
Печатались его стихи и в альманахах «Сноп», «Новолуние», в разных журналах. Лучшие эпические произведения на украинском языке — повесть «Сорок лет», «Сказка о девке Семилетке», сказка «Сумка», «Ловы», русской — рассказ «Черниговка», «Кудеяр», «Холоп», «Сын».
Н. Костомаров был одним из первых литературных критиков. Он исследовал творчество писателей ХIХ ст. (И. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко, Т. Шевченко, Марка Вовчок и др.).
Сообщение № 3. Политическая деятельность. Последние годы жизни.
Н. Костомаров был одним из основателей Кирилло-Мефодиевского братства; вместе с братчиком П. Гулаком написал программный документ «Книга бытия украинского народа (Закон Божий)». Предатель сообщил в полицию о функционировании политической организации, в результате этого Николая Ивановича арестовали и сослали в Саратов. После освобождения — исследовательская робота (участие в периодическом издании томов собрания документов из истории Украины и Белоруссии ХI-XVII ст.
В 1872 г. от напряженной работы у Костомарова начали сильно болеть глаза. Он говорил, что пропадает от бездеятельности. Именно тогда у него зародилась мысль надиктовать «Русскую историю» для популярного чтения.
Фатально повлияли на здоровье Костомарова два события. Осенью 1881 г. его сбил ломовой извозчик. Последствия травмы ощущались очень долго. А 25 января 1882 г. погруженного в раздумья художника снова сбил экипаж.
6 апреля 1885 г., в день памяти святых Кирилла и Мефодия, здоровье ученого резко ухудшилось. Утром 7 апреля он умер в своей квартире на Васильевськом острове в Петербурге.
Похоронен 11 апреля 1885 года на Волковом кладбище в Петербурге.
Николай Иванович Костомаров. (16.05.1808-19.04.1869). Жизнь и творчество