Николай Вороной. Мотивы лирики. Поэма «Евшан-зелье». Урок с использованием ИКТ
Цель: ознакомить учеников с ярким талантом и трагической
Жизнью поэта; развивать навыки выразительного чтения лирических произведений, умение высказывать свои мысли по поводу прочитанного; воспитывать у учеников любовь к Украине, к ее культурным достояниям.
Тип урока: комбинированный; с применением элементов критического мышления.
Форма проведения: урок по украинской литературе в 6 классе с использованием ИКТ.
Оборудование: портрет писателя, выставка его произведений, схема таблицы «Н. Вороной», компьютер.
Задача урока: 1. Сотрудничать в группе, в паре. 2. Уметь объяснять свою позицию другому. 3. Беречь учебное время. 4. Учить видеть самое главное, самое существенное в изученном материале.
Методическая структура урока с использованием педагогических технологий развития критического мышления:
Ход урока.
І. Организационный момент.
Класс учеников разделен на три группы, с парным количеством в каждой группе (в каждой группе — дети с разным уровнем усвоения учебного материала). Подготовлен и распределен между группами соответствующий учебный материал.
Этап І. Эвокация — работа в парах, работа в группе.
Этап ІІ. Осмысление — работа с учебным материалом.
Этап ІІІ. Рефлексия — обсуждение новой информации.
II. ЭВокация. Подготовка учеников к восприятию нового материала.
1. Слово учителя.
Уважаемые ученики! Сегодня на уроке мы ознакомимся с ярким талантом и трагической жизнью поэта, критика, переводчика Н. Вороного, определим ведущие мотивы его творчества, суть художественных образов.
Группа учеников (с помощью учителя) знакомит класс с биографией и творчеством Н. Вороного, используя электронную презентацию.
Учитель. Предлагаю сегодня работать в группах, помогая друг другу приобретать крепкие знания.
Прошу всех обратить внимание на таблицу, где записаны важные вопросы, на которые мы должны найти ответы на протяжении урока.
2. Проблемные вопросы урока.
1) Роль поэта и поэзии в общественной жизни.
2) Мотив сыновьей веры в свой народ, в его светлое будущее.
3) Патриотичные мотивы, безграничная любовь к Украине.
4) Прославление самоотверженных борцов за свободу, мужественных отважных людей.
III. Осмысление учебного материала.
Учитель предлагает каждой группе отдельные задачи анализа поэзий, в которых прослеживаются патриотичные мотивы.
Заранее раздаются карточки-помощники, в которых схема анализа поэзий: тема, главная мысль, образы, художественные средства, значения, впечатления от прочитанного.
Группа 1 — «За Украину».
Группа 2 — «Край мой родной».
Группа 3 — «Евшан-зелье».
Делая анализ поэмы, все сказанное ученики подтверждают строками из поэмы.
После окончания этой работы учитель предлагает ученикам самое главное записать на большом листе (плакате-схеме). Такая форма работы учит учеников самостоятельно находить в тексте, который изучается, самое существенное, приучает анализировать учебный материал, запоминать новую информацию.
IV. Рефлексия. Закрепление новых знаний.
1. Работа с плакатами.
Сделанные плакаты или схемы лидеры групп закрепляют на доске. Учитель предлагает каждой группе сделать «защиту» материала, который изучался, т. е. интересно передать содержание изученного материала, используя собственную схему, это даст возможность поделиться приобретенными знаниями, анализировать ответы товарищей, сотрудничать, лучше запоминать новую информацию.
2. Ассоциативный куст.
Учитель предлагает обратить внимание на записанные в начале урока ответы и откорректировать записанное при помощи ассоциативного куста.
Учитель интересуется, какие вопросы возникли в ходе урока, отвечает на них; самые сложные предлагает решить с помощью соответствующей литературы.
V. Подведение итогов.
Учитель и ученики оценивают работу каждой группы.
VI. ДОмашняя задача.
Выучить отрывок:
Группа 1 — записать в тетрадь названия растений-символов;
Группа 2 — составить план к поэме;
Группа 3 — нарисовать иллюстрации к поэме.
Николай Вороной. Мотивы лирики. Поэма «Евшан-зелье». Урок с использованием ИКТ