Нижегородские уроки
Бывают странные сближения… Материалы этого номера уже готовились к печати, когда газету «Литература» пригласили принять участие в конференции «Образность как свойство творческого мышления», которую проводила кафедра гуманитарных дисциплин Нижегородского института развития образования.
На несколько дней в Нижний съехалось две с половиной сотни учителей литературы, изобразительного искусства, музыки, которые были вовлечены преподавателями кафедры в работу по моделированию и проектированию современного урока. А «странность» и «близость» состоят в том, что наибольший интерес у собравшихся вызвали как раз те уроки, где авторы попытались соединить в одной учебной ситуации самые разные произведения — Платонова и Вампилова, Шукшина и Татьяны Толстой… Совсем в духе тех материалов, которые остались на редакционном столе в Москве и которые теперь перед вами, на страницах номера.
Так сама жизнь еще раз подтвердила, что в нашем предмете самыми востребованными остаются творческая свобода, стремление пробовать и, сталкивая неожиданным образом самые разнородные явления, высекать ту самую искру, без которой урок литературы вял и скучен.
Для нижегородцев такая проектная деятельность не является чем-то новым и пугающим. Учителя признавались, что очень благодарны заведующей кафедрой Л. В. Шамрей и всем преподавателям за то, что они планомерно строят занятия по повышению квалификации именно через моделирование урока, которое может идти совершенно разными способами. «Сначала мы вставали в тупик, — рассказывает одна из участниц конференции. — Распределяют нас на группы и дают нам, например, тему-цитату: «Печально я гляжу на наше поколенье, // Его грядущее иль пусто, иль темно». А в конце ставят знак вопроса. Проблемности, так сказать, добавляют. Предлагают разные рассказы, пьесы, стихи, можно выбрать любые, придумать концепцию урока, определить задачи, разработать сам урок с заданиями — и представить его в течение десяти минут.
Мы так работать не привыкли. Просто ступор какой-то. А потом — ничего.
Как будто что-то в мозгу у тебя помяли, что-то щелкнуло — и так интересно стало. Самое главное, что захотелось придуманный урок в своем классе провести».
Это желание дорогого стоит. Особенно если учесть, что многие учителя на конференцию приехали из отдаленных деревень, где школа не в состоянии выписывать методическую литературу и периодику , где нет библиотек и методкабинетов. Если вспомнить, что зарплата учителя даже в областном центре — 5-7 тысяч рублей чуть ли не при двух ставках…
Впрочем, нижегородцам мужества и таланта не занимать. В очень непростых условиях им удается сохранять высочайший уровень профессионализма. Год от года возрастает количество учителей, подающих заявки на повышение квалификации в НИРО .
Мы со своей стороны надеемся, что в ближайшее время опубликуем несколько проектных уроков, разработанных в рамках конференции, а также статью Л. В. Шамрей, где будет рассказано о принципах, на которых должно базироваться повышение квалификации современного учителя.
Благодарны нижегородским учителям мы и за то, что они откликнулись на анкету нашей газеты.
Судя по ответам, по-прежнему самыми востребованными являются материалы рубрики «Я иду на урок», причем именно такие, которые учат словесника, как строить свой собственный урок из предложенных «кирпичиков». Значительная часть отвечавших выступает и за то, чтобы обсуждать на страницах газеты острые проблемы, связанные со школьной литературой. Большой интерес вызывают публикации по современной литературе .
Кроме того, есть отчетливая потребность в повышении своей филологической компетентности: учителя говорят о необходимости внятно написанных статей научного характера, которые позволили бы им «не забыть то, чему учили в институте». Некоторой неожиданностью для нас стало желание видеть на страницах газеты нормативные документы и программы по литературе : нам казалось, что разные издательства, а также органы управления образования достаточно активно работают на этой ниве.
Все эти наблюдения и предложения нам еще предстоит обобщить. Пока же мы благодарим словесников Нижнего за их творческую неуспокоенность, за тот импульс, который они придают всему литературному образованию в стране. И ждем встречи с нижегородскими уроками на страницах «Литературы».
Нижегородские уроки