Новаторство Антона Павловича Чехова-драматурга
Сочинение по пьесе «Чайка». Известный русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов обращался в своих произведениях к разным волнительным темам тогдашней жизни. Да классика есть классика, она волнует чувства человека и заставляет размышлять над важными вопросами жизни и сегодня, и почти столетие тому назад. Так, много жизненных проблем поднимает пьеса «Чайка», что с первого раза не была понятной зрителю, поэтому провалилась премьера спектакля «Чайка» на сцене Александрийского театра. Чехов настолько был разочарован, что решил больше не обращаться к драматургии. Но через два года та самая «Чайка» имела большой успех в театре, так как пьеса требовала и новых принципов актерской игры и новых форм организации сценического действия. Пьеса «Чайка» была весьма новаторская. Это поняли основатели нового художественного театра К. Станиславский и В. Немирович-Данченк. Они раскрыли тайну пьесы: за бытовыми деталями, за неожиданными репликами они увидели и сценически воссоздали невиданный к этому в драматургическом произведении лиризм.
Чехов Выносит сценически «удобные» эпизоды за сцену. Например, в пьесе есть по меньшей мере два эпизода, которые в традиционной драматургии были бы обязательно обыграны. Первый — попытка Треплева покончить жизнь самоубийством после провала его спектакля и «измены» Нины. Второй — самоубийство Треплева «в конце пьесы». «Вишневый сад» была последней и, можно сказать, итоговой пьесой Антона Чехова. Он написал ее незадолго до смерти, 1904 года, на стыке эпох, предчувствие изменений в обществе было особенно заметным. Накануне взрыва он как творческий человек, не мог не ощущать общего расположения духа, неуверенность момента почти невольно вызвала потребность осмыслить современную ему действительность с позиций прошлого и будущего. Но в драматическом произведении автор может передать свои мысли лишь через выведенные в нем образы. Поэтому персонажи «Вишневого сада» связаны с разными временными слоями.
Прошлое в пьесе презентуют собой Раневская и Гаев. Как всегда, Чехов не делит своих героев на «положительных и отрицательных» — все они имеют как привлекательные черты, так и безобразные. В этом случае речь идет не только о характеристиках героев, Чехов освещает «добрые нечисти» моменты пор, которые минует. Раневская непрактичная, эгоистическая, она не умеет устраивать свою жизнь, и вместе с тем ее натура чуткая и поэтическая, ей присущи ощущения прекрасного и утонченность. Гаев тоже морально свободен от материальных расчетов. Для этих людей существуют духовные ценности, меркантильность вызывает в них презрение, хотя с другой стороны это качество превращается и в противоположное: именно через безрассудство и непрактичность они и теряют вишневый сад, что был для них не каким-то имуществом, а своеобразной идеей. Прошлому принадлежит и Фирс, подчеркнуто старый даже по возрасту. В финале пьесы его, больного, не заметив, забывают в дому…
Сад покупает Лопахин, «привязанный во времени» тогдашней современности. Для него вишневый сад — обычная собственность, а вызванные его продажей страсти этому человеку непонятны. Лопахин — прагматик и реалист, на мысль Трофимова он даже хищник, хотя и полезный: «вот как в понимании обмена веществ нужный хищный зверь, который съедает все, что попадет ему на пути, так и ты нужен». Здесь речь идет не о личности, быстрее о социальной роли: в черствости то ли в бездушности предъявить обвинение Лопахина невозможно. Он искренне сочувствует бывшей собственнице сада, старается ей помочь, но его мировоззрение принадлежит к другим системам ценностей и становится непреодолимым барьером для понимания. Он хочет как лучше, но содержание этого «лучшего» у героев пьесы весьма разное, как разно содержание других эпох.
В Письмах, связанных с постановкой «Вишневого сада», Чехов подчеркивал, что роль Лопахина есть центральной, «так как это не купец в банальном понимании… Это мягкий человек… порядочный человек во всех значениях». Меркантильный дух современности сделал Лопахина непроизвольно ограниченным относительно отстраненных и практических дел идей. Символически, что формальная победа не приносит Лопахину ни одного плюса, он неожиданно ощущает стыд: «Ой, быстрее бы все это прошло, быстрее бы изменилась наша несчастливая жизнь».
Идею будущего воплощено в образах Пети Трофимова и Ани. Ане лишь семнадцать, разумеется, что она еще не успела проявить себя поступками, но ее светлые мечты, направленность в завтрашний день свидетельствуют о еще не реализованном потенциале. Так же «вечный студент» Трофимов тоже лишь готовится к настоящей жизни. Для них все впереди. Характерно, что и образы эти выписаны как-то контурно, они сами по себе несут в себе «недовоплощенность» будущего. В момент уничтожения сада, когда Раневская и Гаев в отчаянии, а Лопахин сознает моральный проигрыш, молодые весело бегут вперед — у будущего собственная дорога. «Здравствуй, новая жизнь!» — звучит преисполненный оптимизма голос.
Итак, три временных слоя собрались вокруг вишневого сада. И нет, не просто вокруг сада. «Вся Россия — наш сад», — написано у Чехова. Именно за нее и точится борьба между тремя эпохами. «Вишневый сад» является произведением о конце старой России, о прощании с прошлым в ожидании будущего. А еще эта пьеса стала своеобразным поэтическим завещанием «Шекспира XX века» грядущим поколениям.
Новаторство Антона Павловича Чехова-драматурга