Новаторство Чехова-Драматурга. 2 вариант
Сочинение на тему произведения пьесы «Чайка». Известный русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов обращался в своих произведениях к разным темам тогдашней жизни. Классика есть классика, она волнует чувство человека и заставляет думать над важными вопросами жизни и сегодня, и почти столетие назад. Так, много жизненных проблем поднимает пьеса «Чайка», которая из первого раза не была понятной зрителю, поэтому провалилась премьера спектакля «Чайка» на сцене Александрийского театра. Чехов настолько был разочарован, что решил больше не обращаться к драматургии. Но через два года та самая «Чайка» имела большой успех в театре, так как пьеса требовала и новых принципов актерской игры и новых форм организации сценического действия.
Пьеса «Чайка» была весьма новаторская. Это поняли основатели нового художественного театра К. Станиславский и В. Немирович-Данченко. Они открыли тайну пьесы: за бытовыми деталями, за неожиданными репликами они увидели и сценически воссоздали не виданный к этому в драматургическом произведении лиризм. Также новаторство «Чайки» заключалось в том, что она строилась не на драматическом действии, а на глубоком психологическом анализе характеров. Чехов открыл трагедию будничности, показал ее в сценических образах, психологически точных. Он изображает не событие, а людей, чье поведение, жизненное позиция становится фактором определенных событий. О сценическом действии Чехов говорит так: «пусть на сцене будет все так же сложно и вместе с тем так просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в настоящее время составляется их счастье и разбивается их жизнь».
Чехов выносил, сценически «удобные» эпизоды за сцену. Например, в пьесе есть по меньшей мере два эпизода, которые в традиционной драматургии были бы обязательно обыгранные. Первый — попытка Треплева покончить жизнь самоубийством после провала его спектакля и «измены» Нины. Второй — самоубийство Треплева «в конце пьесы». Такой отказ от эффектных сцен была подчиненная авторскому замыслу: показать характеры людей, их отношения, проблемы, которые возникают по недоразумению между людьми. Всех героев Чехов объединяет в одну систему, где каждый имеет своя задача в творческом замысле автора. Поэтому он избегает внешних эффектов, а принуждает внимательно следить за всеми героями.
Язык каждого персонажа имеет «подтекст», который предоставляет всей пьесе богатство содержания, художественную правдивость и убедительность. Важную роль в чеховских пьесах сыграют паузы. Они будто дополняют подтекст и возникают тогда, когда герои не могут и не хотят говорить о сокровенном. В третьем действии, например, Нина и Тригорин прощаются перед отъездом. Нина дарит ему медальон на воспоминание. Тригорин обещает помнить девушку такой, которой увидел ее впервые. «Мы разговаривали… еще тогда лежала белая чайка». Нина задумчиво повторяет: «Так, чайка». Пауза. «Больше нам говорить нельзя, сюда идут». Пауза помогает сосредоточиться на образе чайки. Зритель во время паузы припоминает предыдущий разговор героев, когда Тригорин записал «сюжет для небольшого рассказа» о девочке. Но все многомерное содержание разговора героев выясняется значительно позднее. Пауза создает определенное эмоциональное напряжение, зритель будто ожидает, что герои объяснят, раскроют что-то очень важное, а этого не происходит. И зритель должен сам додумать, что скрывается за этим молчанием.
Ремарки в пьесах Чехова сыграют важную роль в понимании всего, что происходит в пьесе, создают особую атмосферу. Вот сцена Треплева и Нины. «Ремарка: входит без шляпы, с ружьем и убитой чайкой. Он кладет чайку возле ног Нины». Чему Чехову важно, что Треплев без шляпы? Дальнейший разговор объясняет это. «Я имел подлость убить сегодня эту чайку», «Скоро так же я убью самого себя». Читатель понимает, что что-то очень важное для Треплева гибнет, возможно, гибнет его мечта, а возможно, гибнет чистая и доверчивая Нина. Здесь нельзя стоять в шляпе. Называя это произведение комедией, Чехов будто подчеркивает, что главная героиня его пьесы — будничность, которая расточает лучшие человеческие чувства и отношения, которая разрушает личность и делает характеры мелочными, почти комическими. Таким возникает перед нами известный писатель Тригорин, который не воспринимает жизни всем сердцем, а становится лишь посторонним наблюдателем, и все, что происходит вокруг, для него лишь «сюжет для небольшого рассказа». Такая же Аркадина, талантливая актриса, которая на сцене может передать любые высокие чувства, а в будничной жизни ей жаль денег даже для сына’ и брата, она равнодушная ко всему, кроме собственного успеха. Не случайно Треплев в своей последней реплике, когда уже решил покончить жизни самоубийством, говорит о том, что маму может огорчить встреча с Ниной. Он будто не верит, что его смерть воспримут трагически. Такими жертвами будничности есть и другие персонажи пьесы.
Хотя премьера «Чайки» провалилась и потом ее ставили реже, чем другие пьесы Чехова, однако не случайно на кулисе Московского художественного театра, который открыл Чехова-Драматурга, изображен чаек. Эта пьеса, я думаю, была именно тем «первой птицей», что принес обновление в русскую драматургию.
Новаторство Чехова-Драматурга. 2 вариант