Новаторство Генриха Ибсена-Драматурга
Выдающийся Норвежский писатель ХIХ века, славный реформатор театра Генрих Ибсен в своих произведениях ставил вопросы, которые волновали его современников. Талант и новаторство Ибсена-драматурга заключались в том, что зритель вынужден был искать ответы на вопросы, которые поднимал автор. Ибсен вскрыл сложность и противоречивость жизни, принудил своих зрителей отказаться от традиционного деления героев на положительных и отрицательных, воспринимать их полностью, со всеми их разногласиями. Ибсен радикально реформирует традиционную драматургию. Он использует композицию, которую принято называть аналитической. В таких композициях важную роль играет тайна, события, которые происходили задолго до представленных на сцене, но именно они вызвали ситуации, в которых оказались герои.
Эта композиция была известна еще в древней Греции и использовалась для того, чтобы создать сюжетное напряжение. Аналитичность у Ибсена имеет совсем другую цель, содержанием такой композиции становится не раскрытие тайны, а осмысление всего события. У Ибсена аналитичность не столько сюжетная, сколько интеллектуальная. Ведь развязка приносит с собой и раскрытие внутренней сущности всех событий, именно их настоящее понимание. Поэтому такая композиция требовала внутреннего развития личности героя. Под влиянием событий, которые происходят на сцене, осмысление, открытие тайны, изменяет героев.
И эти изменения становятся решающими в развитии сюжета. Например, в пьесе «Кукольный дом» окончательное разочарование Норы в своем браке, осознание необходимости начать новую жизнь, чтобы стать полноценной личностью, подготовлены всем развитием действия. В данной пьесе новаторство заключалось в том, что не случайно совпадают обстоятельства, а именно осмысление всего, что произошло, решают конфликты. Развязкой драмы является беседа между Норой и Хельмером — первая за всю их супружескую жизнь, в которой Нора делает настоящий анализ их отношений. И Нора, и Хельмер, и вся их жизнь возникают в данной беседе совершенно по-новому — и именно этот новый взгляд придает такого драматического звучания заключительной сцене «кукольного дома», которой современники предъявлять обвинение как весьма холодной и полной размышлений.
Но новатор Ибсен лишь переносит возрастающее сюжетное напряжение интеллектуальному напряжению мысли, из которого вырастает решительное сюжетное изменение — решение Норы оставить семью, что завершает развитие действия в пьесе. Героям Ибсена присущи все человеческие страсти, присуще все, что делает человека человеком. Этим Ибсен выделяется среди многих писателей конца ХIХ столетия, которые не верили в возможности человеческого ума, в его способность контролировать поведение человека. В пьесах Ибсена именно ум, способность осмыслить действительность дают герою возможность изменить свою судьбу.
А когда человек не находит в себе силы превратить мысль в дело, он жестко расплачивается за это. «Кукольный дом», в котором живут Хельмер и Нора, разрушился, так как герой не смог возвысится над собственным эгоизмом, не смог преодолеть предрассудки общества. Новаторство Ибсена заключается в том, что драматург вскрыл возможность аналитической композиции, наполнил их новым содержанием. Важную роль играл в этому язык автора. Каждая фраза, которая подается в тексте, произносится лишь спустя, когда она действительно необходима — для осуществления одного или даже нескольких художественных задач.
Иногда герои говорят больше, чем всегда. Но этот поток слов скрывает внутреннюю обеспокоенность героини, ее напряжение. Интеллектуальные пьесы Ибсена требовали от зрителя особого внимания к тому, что и как говорит герой. Он, Ибсен, использует многозначные возможности слова. В пьесе «Кукольный дом» скрытые указания на то, что уже произошло, или что должно произойти, хотя это еще непонятно даже самим героям. Надо внимательно вслушиваться в каждое слово, так как с каждой фразой напряжение возрастает. Бесспорно, пьеса «Кукольный дом» непохожа ни на одну пьесу. Именно в ней Генрих Ибсен заложил основы новой драматургии театра ХХ века.
Что стало причиной такого большого интереса европейцев к произведению Ибсена? Чем можно объяснить такое количество постановок пьесы в разных странах? В главной роли на сцену выходили легендарные Сара Бернар, Элеонора Дузе, Вера Комисаржевская. Спектакль имел неистовый успех, театры выезжали с ней на гастроли. Только в Соединенных Штатах Америки пьесу не поняли.
Вокруг произведения норвежского драматурга точилась живая, а временами агрессивная, дискуссия. Ибсену предъявляли обвинение в прославлении женщины, которая ради своей гордыни нарушает многовековые моральные ценности, оставляет детей, что это является призывом к разрушению святых семейных основ, что это является оправданием дезертирства и т. п. В Германии требовали переработать концовку, и автор был вынужден переписать последнюю сцену: здесь Нора решает остаться в семье, отказываясь от своего замысла. Почему же «семейная пьеса» вызвала такой бушующий интерес? Содержание ее кажется простым: есть очень порядочная буржуазная семья, где муж и жена верны друг другу и являются любящими родителями.
Он делает все, чтобы семья не знала материальных нужд. Она украшает собой собственный салон и имеет огромный успех в «свете». Такая себе Барби в специально для нее сделанном домике. Но в ее прошлом есть «скелет в шкафу». Давно, когда ее мужу нужна была медпомощь и не хватало средств на лечение, она обратилась за займом к ростовщику Крогстаду. На ее долговом письме должен был расписаться как гарант ее отец, который умирал тогда. И женщина подделала его подпись, да еще и датировала его несколькими днями до смерти отца. Теперь Крогстад шантажирует ее этим документом, пишет письма ее мужу. Неожиданно, после разговора с фрау Липпе, Крогстад отдает криминальное доказательство, но спасти ситуацию уже нельзя: слишком уже много всего пришлось передумать и пережить бывшей кукле, которая, в конце концов, стала человеком. Суть в том, что Нора не хочет больше быть женщиной-куклой, но быть просто женщиной она еще не готова.
И она уходит из дома, от семьи, чтобы найти свое место в человеческом сообществе независимо от воли любого другого человека. Интересно, что тот гнев, те колющие слова, которых не пожалел для любимой жены Хельмер, кажется, мотивированы не тем, о чем он говорит, а возможностью огласки. Второе письмо от Крогстада полностью изменяет его настроение: куклой снова можно забавляться. Но ничего в жизни вернуть нельзя, как бы нам этого не хотелось…
В атмосфере «конца столетия», когда сам воздух был наэлектризован каким-то предчувствием будущих огромных перемен, семейная история воспринималась как призыв к духовному бунту, к освобождению личности и была созвучна настроениям демократической аудитории всех европейских стран, тем более России, которая жила накануне революции 1905 года, «…под той беззаботностью женщины-детки и куколки, которая вся светится наивной радостью жизни, ощущалась возможность глубоких и сильных чувств, которые скоро переродят Нору и вместе со стонами сумасшедшей скорби вырвут речи пламенного протеста, оденут образ в краски трагические» («Новое время», 19 сентября 1904 г.).
Новаторство Генриха Ибсена-Драматурга