Новаторство прозы Эрнеста Хемингуэя
Величайшим представителем так называемого «утраченного поколения» не случайно считается Ернест Хемингуэй. Жизненный опыт его был разнообразным, он был участником Первой мировой войны, впечатление от которой стали его первым университетом жизни и отразились на всем его творчестве (во многих, особенно ранних его произведениях, ощутимые автобиографические моменты). Хемингуэй долго работал журналистом, был свидетелем большого экономического кризиса и, греко — турецкой, войны, а также посетил много разных стран. Он сравнительно мало жил в США и мало писал об этом государстве, гражданином которой был. Не случайно в большинстве романов Э. Хемингуэя действие происходит где-то в Европе, Америка для этого писателя была воплощением деградации человечества. В ранних произведениях неоднократно звучит тема бегства со США в поисках сначала идеалов, а потом — лишь забвение.
Главной темой его раннего творчества было изображение людей, которые потеряли веру в общество, в идеалы, в собственные силы или возможность найти счастье. Художественной особенностью ранних произведений Э. Хемингуэя было использование модернистских приемов, прежде всего таких как «поток сознания», но постепенно писатель создавал собственный, самобытный творческий метод и стиль. От модернизма Хемингуэя отдаляло отрицание иррационального; используя найденные представителями этого течения отдельные средства, он искал ответу на постановке жизням проблемы в действительности, а не где-то еще. Постепенно тематика расширялась, раскрытие тем становилось глубоким, но менее откровенным — идеи из открытого текста переходили в подтекст, прямую фактографичность заступал особый, философский символизм, «принцип айсберга» по собственному определению писателя: художественный текст лишь та часть айсберга, которую видно на поверхности. Хемингуэй детально описывал изменения расположений духа, желаний и ощущений героев произведений, но избегал изображать большие чувства — не потому, что в них не верил, а потому, что их у своих современников не смог найти. Три произведений — » Исходит солнце», «Прощай, оружие!» и «Старик и море» — является отображением разных этапов творческого роста Хемингуэя, эволюции его художественных принципов. Темы двух первых этих романов похожие, отличается именно их раскрытие.
Герой » И сходит солнце» — журналист Джейк Варнс, после тяжелого ранения на Первой мировой войне ищет забвение в алкоголе, он любит Брет Эшли, но следствия ранения не разрешают ему найти утеху в любви. Он, искалечен войной физически и морально, не может слиться с окружающими его людьми, но те также не знают смысла жизни. Выражение «утрачено поколение» вынесено в эпиграф именно этого романа, который был своеобразным манифестом раннего Хемингуэя. Подтекст романа пока что легко расшифровывается. Манера письма крайне фактографическая.
В романе «Прощай, оружие!» вопрос о погубленных войной человеческих душах и судьбы «утраченного поколения» относится шире. Война здесь — кое-что больше, чем стихийное бедствие, появление «утраченного поколения» объясняется социальными причинами, но не сводится к ним. Герой романа, Генри, сначала переполненный патриотизмом, фронтовые события открывают ему глаза на то, что красивые разговоры на самом деле прикрывают массовое убийство, целые которого очень далекие от идеалов справедливости, а бестолковость не имеет границ. Он думает: «…ничего священного я не увидел, и то, что считали славным, не заслуживало на славу, и жертвы очень напоминали бойни, лишь мясо здесь просто зарывали в землю». Он отваживается на протест и бросает оружие, а это снова не выход, а шаг к новой трагедии… Каждый поступок героя вытекает из предыдущих обстоятельств, и, в свою очередь, становится основанием его дальнейших действий. Исследуются не отдельные причины — причины причин. Подтекст в этом романе символика — реалистичность обобщения просто поражает. Сам Хемингуэй реализовывает новое творческое кредо — «создавать, вместо того, чтобы описывать»: Но это не означает отказ от любви до фактов, его творческий задел остается литературой фактов на протяжении всей жизни. Просто факты действий или поступков обогащаются символической нагрузкам, а причины, обстоятельства и даже обобщения встают с ними в один ряд, также как безоговорочные жизненные факты, но кое-что другого рода.
Повесть «Старик и море» есть одним из последних завершенных произведений этого писателя, своеобразным итогом творчества и своего рода вершиной его раздумий о смысле жизни. Жанрово это — повесть-притча. То, что раньше возникало в виде вопроса, звучит здесь уже как ответ, но настолько аллегорическая, что каждый читатель воспринимает ее содержание согласно своему собственному опыту. Образ старика Сантьяго вместе с тем является образом обычного бедного рыбака и образом определенной системы моральных ценностей, к которой оказывается равнодушным современный мир. Детально и реалистически описанное море также не только географический объект — это и вечность, и сила природы. Символический и сам сюжет: извне он простой, но даже фактографию событий можно рассматривать как многозначный образ. Но вопрос о смысле бытия человека всегда было краеугольным камнем философии, и те писатели или художники в широком значении этого слова, которые оказались способными художественно убедительно даты на него собственный ответ заслуживают на то, чтобы их имена остались в литературе навсегда. Это целиком справедливо относительно творчества Э. Хемингуэя, которого еще называют легендою американской литературы.
Новаторство прозы Эрнеста Хемингуэя