Новейшие произведения Романа Федорова
Он пришел в прозу из журналистики и через журналистику. И это выразительно заметно на его первых книжках — «Октябрьская соната» (1959), «Тайна подвига» (1961), «Колумбы», «Капеллан желтого льва» (1962). Хотя критика встретила их в целом благосклонно, но и не бралась утверждать, что в лице автора вызревает действительно серьезный прозаик.
Экзальтация, открытая дидактика, многоречивость, и слишком романтичная поляризация характеров, доведенные до схематической сухости контрасты, надуманность конфликтов, — всего этого очень трудно лишался Роман Федоров еще и в следующих книжках «Эвшан-зилля» (1966) и «круг Аркана» (1967). Он писал очерки, похожие на рассказ, и рассказы, похожие на очерки.
Посвященный Олексу Довбушу роман в легендах «Жбан вина» (1968) стал новым этапом в творческой биографии автора. Это произведение, в котором гармонично согласовались между собой материал и стиль. Метафорическая изысканность и патетический тон не кажутся здесь неуместными, поскольку легендарный разбойник живет в народной памяти действительно романтично возвышенным, любовно реализованным.
Особенно плодотворным был для Федорова период от начала 70-х и до конца 80-х. Именно тогда появились книжки его эссеистики и повестей «Цвел папоротник» (1970), «Колыбель из яворового дерева» (1970), «Знак киммерийца» (1972), «Яростное зерно» (1974), «Танец Чугайстра» (1984). Широкий тематический диапазон всех этих произведений: у них говорится о народном искусстве, судьбе культурных и исторических достопримечательностей, заиления источников духовности.
Почти все тогдашние повести Федорова имеют исторические сюжеты. Это неоднократно усложняло жизненную ситуацию писателя — сокрушительную «партийную» критику испытали его «Знак киммерийца», а также повесть, «Рыжий Разбойник» (1984).
Монументальным, действительно эпическим полотном из жизни Галицкой Руси конца XII века стал роман «Отчий светильник» (1976). Двое людей увековечивают деяния княжеские в «Отчем светильнике». Первый — Ян — плетет паутину лести, изображая правителя самым храбрым, самым мудрым, самым честным, самым справедливым и т. п. И его ничуть не волнует, что он презирает правду. Антипод Яна — Иван Русин — трудно, в сомнениях и муках, доискивается правды, видит много непонятного в окружающей жизни: «Странно мне, что временами мудрые окружают себя дураками, странно мне, что временами милосердные милосердие делают жестокими руками». Выразительная пульсация в произведении таких «вечных» морально-этических вопросов, богатая инвариантность человеческих характеров, высокая художественная пластика, — все это действительно дает право поставить «Отчий светильник» в ряд наивысших художественных достижений украинского исторического роману.
Параллельно с другими книжками создал Р. Федоров и романную тетралогию — «Каменное Поле» (1978), «Жернова» (1983), «Гадание человеческое» (1987) и «Иерусалим на горах» (1993). Хоть в «Иерусалиме…» не встречаем героев из трех предыдущих романов, все же произведение родственно с ними и проблематикой, и острыми коллизиями, которые, прежде всего, связаны с вопросами духовного бытия народа и сохранения его исторической памяти. Р. Федоров любит разворачивать рассказ несколькими потоками. Это видим во всех четырех романах о судьбе западно-украинского села XX ст. Здесь имеется современная для пересказчика событийная плоскость, а кроме того, существует и «нижний ярус» — ретроспективная линия, которая многое просветляет в судьбах героев и всей логике событий. Именно в этой широкой ретроспективе обстоятельно воспроизведена драматичная история правдоискателя Якова Розлуча, которому не суждено было переделать мир, и он засомневался, можно ли добротой изменить его.
Критика постоянно относила Р. Федорова к последовательным и ярким представителям «причудливой» прозы. Этим не во всем точным определением охватывались писатели, склонные к метафорически яркой стилистике, фольклорным аналогиям, разным параллелям и приемам сказочной фантастики. Все эти приметные черты прозы писателя не потерялись и в его новом романе «Иерусалим на горах», хотя здесь автор не зашифровывает текст, а, как говорят, называет вещи их именами. В произведении идет речь и о преследованиях людей, которые пытаются беречь нашу историю и культуру, и о жестоких расправах коммунистического режима с ними, и о лживо-демагогической советской пропаганде, и об обреченности тех, кого называли диссидентами (погибает главный герой роману в неравном поединке с власть предержащими). Если «Каменное Поле», «Жернова» и «Гадание человеческое», для упрощения определений можно назвать «романами вопросов», то «Иерусалим на горах» в таком случае можно назвать «романом ответов».
Новейшие произведения Романа Федорова — романы «Чудо святого Георгия о змие» (в кн. «Черная свеча от Илены», 1996), «Лисы воют на щиты». Вдумчивому читателю «Отчего светильника» название последнего произведения напомнит слова из манускрипта Ивана Русина, который в финале «Отчего светильника» написал: «Князь умер… Что теперь будет с землей галицкой? Хотел бы я верить присягам и крестному целованию боярскому, хотел бы… и не могу, не имею права. Предчувствую: лисы воют на… щиты». Как художник Федоров верен своей творческой заинтересованностью, последовательный в своих замыслах и их воплощении в художественные произведения.
Новейшие произведения Романа Федорова