Новелла Г. Косынки «На свеклы»
Во многих произведениях Г. Косынки ощутимо дыхание мастеров слова прошлого, но прежде всего имеется глубокая индивидуальность творческого дара художника. Не успеваешь постичь их, как неудержимо и властно поглощает тебя жизненно-правдивая атмосфера произведения, земная сила отточенной фразы, образное богатство языка, умение создавать яркий художественный тип, собрав в нем самые существенные, самые характерные черты определенного жизненного явления. Проследим в новелле «На свеклы», как легко и непринужденно нанизывает автор слово на слово, будто бы вдова Марта, которая сидит под калиткой и «вяжет свои мысли, будто осеннее солнце бабье лето».
Вышивает писатель цветистую гамму, создавая зримую картину из крестьянской жизни: «Лето. Начинает благословлять мир. Мать рвет на огороде росистый лук, мелет бутылкой соль и кладет с сухой паляницей в сумку-рукав…» Короткие, скупые фразы. А каждая деталь рисует нам точную эпическую картину. И «росистый» лук, и бутылка, которой мать растирает крупинки соли, чтобы положить сыну на обед в » сумку-рукав».
За этими тихими, кроткими словами писателя сразу возникает в нашем воображении страдающая жизнь матери-вдовы… Она стоит у изголовья сына, которому «ужасно хочется спать, аж пахнет и снится: белеет полями туман, а росой — молоко, холодное и вкусное-вкусное». Раскрыла свитку, глянула на порепаные ноги…: «О, дети, дети! На свеклы, пузатым служить, весь век мыкаться… За что?
Где же тогда Бог? Нет, дальше этого не будет, люди…». Так думает мать-вдова. В ее сознании просыпается надежда, что «дальше этого не будет…» А пока что она стоит в окне, «молится кровавой солнечной полосе» и плачет. А «слезы, как золото, катятся по бледным щекам и падают росой на желтый пол…» Писатель не только ощущает тончайшие движения юношеской души, он как великий психолог художественными средствами умеет передать их так, чтобы захватить, взволновать читателя, проникнуться его мыслями, действиями, помыслами.
Мальчик сладко спит. У него свои проблемы , свое видение мира, свое ощущение жизни:
«Снилось молоко…» «Сегодня, мама, купит поэтому рябой собаке полбутылки, необходимо подмазать…».
Понимает — без взятки не заработать за лето на штаны. И хотя речь идет о бедности, жизни в нужде, но сколько тепла, задушевности, доброты в отношениях, в разговоре сына с матерью, сколько уважения, любви и радости… Мальчик хватает тяпку, бежит на поле. Писатель не фальшивит, будто читает душу юноши. Но он спешит на чужое поле и потому, что там чернявая Прися… «Какая она добрая и красивая…» И вечером, утомленный, полусонный, он будет делиться с матерью радостью, не обойдет, а скажет матери и о той Прохоренко девушке, которая помогала ему.
И когда мать будто ненароком еще раз переспросит, кто перепалывал ему, стыдливо скажет: «Прохоренко… Красивая девушка…» и мальчик «зажмурил глаз, покраснел. Растает человек, который понимает:
«Работаю, не разгибаясь, стараюсь, сверху печет солнце, а в груди изжога, и где-то глубоко мысль тлеет: «Мужицкая судьба горькая…».
А пока в сне подростка вырисовывается сказочно-заманчивое будущее, где будет жить счастливо его мать и та чернявая Прися, которая помогает ему в работе. А будет ли она, та счастливая жизнь для крестьян-бедняков?.. Этим вопросом и завершим работу на уроке. Дома ученики подумают, какая судьба постигла наше крестьянство после 20-х годов.
Сбылись ли их мечты и ожидания на землю, на счастливую, зажиточную жизнь?
Новелла Г. Косынки «На свеклы»