Новые технологии обучения на уроках литературы
Методика преподавания литературы в школе сделала шаг вперед в осмыслении целей и задач преподавания литературы. Этот переход характеризуется прежде всего переориентацией учителя от выполнения задачи накопления знаний и литературных фактов к личностно-ориентированному обучению. В современной школе главным является «переживание» знаний, «вчувствование» в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора.
Начиная с середины 60-х годов, в методике решались задачи развития навыков самостоятельной работы, активизации мыслительной деятельности учащихся, проблемное обучение, использования наглядности и технический средств обучения. Весь этот технологический багаж успешно используется в современной школе. Однако в последние годы широко внедряются и новые технологии обучения, такие как: ит; технология модульно-развивающего обучения; технология интерактивного обучения; технология индивидуализации и дифференциации в обучении и др. в центре современного урока литературы находится диалог, который обеспечивает активное участие ученика в процессе обучения.
Традиционный технологии: — современное прочтение классики; — технология проблемного обучения; — технологии использования опорных конспектов и схем; — технология игрового обучения (викторины, конкурсы, КВН, концерт, спектакль + добавляем; «мозговой штурм;-когда учащиеся разбиваются на подгруппы, каждая подгруппа получает задание, время на его выполнение, потом докладывает вслух о выполнении задания, учитель подводит итоги; «деловая игра;-связана с перенесением ответственности от учителя на ученика за изучение темы; когда ученики объясняют друг другу материал, самостоятельно анализируют текст, формируют вопросы для своей группы и для класса вцелом; «ролевая игра»;когда учитель или сами ученики распределяют роли на уроке. Возможны роли историка, критика, писателя, героя, автора, зрителя, читателя и т. д..
Инновационные технологии: — технология модульно-развивающего обучения 30 мин.-установочно-мотивационный ; 2) 30 мин. — содержательно — поисковый ; 3) 20 мин. — оценочно-рефлексивный . — технология исп-я взаимодействия искусств на уроках лит-ры .
Технологическими требованиями к современному уроку являются: отчетливая целенаправленность урока; достаточное организационное и материальное обеспечение; оптимальный психологический режим; экономия времени на уроке; непрерывный контроль и самоконтроль; закрепление знаний. Специфика процесса обучения на уроках литературы диктует свои требования к его построению с использованием новых технологий.
Какие бы технологии ни использовал учитель-словесник, главным на уроке является развитие художественно-творческих способностей учащихся . Чаще всего она включает в себя композиционные элементы, присущие и художественному произведению: экспозицию, завязку, кульминацию, развитие действия, развязку и эпилог.
Совокупность идей концепции обучения:
1. Обучение и воспитание направлено на формирование личности.
2. Единство организационной учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности, как условия формирования личности.
3. Обучение развивает и воспитывает личность
Новые технологии обучения на уроках литературы