Нравственные эксперименты Воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Если попытаться определить одним словом богатство идей и образов романа «Мастер и Маргарита», то можно сказать, что это — роман-испытание. Каждый из героев, даже самый ничтожный, второстепенный, становится участником фантастического эксперимента. Может быть, этот самый герой никогда и в глаза не видел Воланда, но тем не менее сам сатана испытывает его. В человеке исследуется способность к добру, милосердию, любви, верности, решимости.
Поразительно, что подобные эксперименты проводит именно сатана и никто другой. Будучи представителем темных сил, он в то же время является провозвестником добра. С более или менее значимыми героями Воланд разговаривает лично. Причем беседа с ними больше напоминает допрос.
В первой же главе происходит знаменательный разговор на Патриарших прудах поэта Ивана Бездомного и редактора Берлиоза с очень странным незнакомцем. Оба — члены МАССОЛИТа — убежденные атеисты. Первый — невежественный, пусть и претендующий на звание поэта, второй — вполне образованный, так сказать «подкованный», в научном плане атеист.
Загадочный иностранный профессор предсказывает смерть Берлиоза. Собственно, после того, как тому отрезало трамваем голову, и начинается испытание для Ивана Бездомного. Он уже понимает, что на Патриарших они имели дело с какой-то нечистой силой, в мозг его с поразительной ясностью впечатался рассказ незнакомца о Понтии Пилате. Бездомный ни минуты не сомневается, что таинственный профессор действительно сам присутствовал при разговоре Пилата с Иешуа. Но разве мог кто-нибудь поверить столь неправдоподобному рассказу, тем более в антирелигиозно настроенной Москве?
Вполне естественно, что несчастного поэта принимают за сумасшедшего. Да и у читателя поначалу этот герой вызывает желание посмеяться над ним — уж слишком нелепо выглядит оборванная фигура в кальсонах, с украденными иконкой и свечой в руках. Но именно Бездомный, вызывающий жалостливую улыбку у читателя, и проходит испытание Воланда! Поэт — человек немного наивный, доверчивый.
Он беспрекословно поверил Мастеру, когда тот объявил, что незнакомец в парке — сам сатана, поверил и в печальную историю о любви и сожженной рукописи. Разговор с Мастером приводит к некоему прозрению, поэтому Бездомный открыто и прямо может заявить, что стихи его не просто бездарны — чудовищны! Ивана Мастер впоследствии назовет своим учеником, конечно не в литературном плане.
Другие эксперименты Воланда не столь успешны, если рассматривать их с точки зрения общечеловеческой морали. Воланд прибыл в Москву убедиться, что люди изменились. И сам же на выступлении в Варьете говорит о том, что люди остались такими же, то есть мелочными, жадными до денег и вещей. И вдобавок ко всему теперь москвичам не дает покоя «квартирный вопрос». Вокруг пресловутого вопроса вертится немало человеческих судеб.
Огромное количество людей в безудержном стремлении расширить уже имеющуюся или приобрести новую жилплощадь не гнушается ничем: ни прошениями, ни мольбами, ни кляузами, ни доносами. Характерный представитель таких людей — киевский дядюшка умершего Берлиоза. Он поражает своей цепкостью и изворотливостью в желании завладеть квартирой племянника. Ему, естественно, не удается задуманное.
Воланд не позволяет таким людям выигрывать. И подобных героев, цепких, жадных, трусливых, на страницах романа встречается немало. Тут и председатель жилтоварищества Никанор Иванович Босой, берущий взятки легко и изящно, и распутный пьяница Степа Лиходеев, и Варенуха, и Римский, и Семплеяров, и все посетители Варьете. Среди них вряд ли отыщется хотя бы один истинно благородный, добродетельный человек.
Самое же трудное испытание выпадает, безусловно, Мастеру и Маргарите. Они выдерживают его, но вовсе не потому, что идеальны. Нет, они обладают многими человеческими слабостями и недостатками. Но зато они умеют любить и во имя этой любви стремятся спасти друг друга, оградить от бед. Маргарита ради возлюбленного готова продать душу дьяволу и действительно делает это при первой же возможности, ничуть не сожалея.
Когда же Воланд просит ее назвать свое желание, она вдруг вспоминает о несчастной Фриде, убившей своего ребенка, и просит за нее. Воланд с явной иронией спрашивает Маргариту: неужели она является столь высокоморальным человеком? Маргарита отвечает, что ее просьба была вызвана вовсе не высоким порывом души, а нежеланием обмануть человека, которому подала надежду.
Но это и есть милосердие самой высокой пробы, милосердие, не считающее себя добродетелью. За одно это Маргарита заслуживает счастья с любимым. Мастер также заслужил и любовь, и воскрешение своей рукописи, и вечный покой. Да, он был слаб, он сжег свой роман, пожираемый неведомым страхом, он утратил веру в себя и в дело своей жизни.
Но эта слабость стократ искупается его любовью, верностью и добротой. Роман Булгакова служит вечным напоминанием о том, что зло и недобропорядочность — наказуемы, добродетель — всепобеждающа, а грехи, как бы тяжелы они ни были, искупаются искренним раскаянием.
Нравственные эксперименты Воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»