Нравственные проблемы в рассказе Фазиля Искандера «Возмездие»
Тема рассказа Искандера вынесена в заглавие. Какие синонимы мы можем привести к данному слову?
Составьте словосочетания со словами Месть и Возмездие. Сами словосочетания говорят о том, что человек обязательно должен нести наказание за совершенное зло. Возможно, что оно может быть и свыше.
Для дальнейшего анализа текста нам важно уяснить значение слов Месть и Возмездие.
Месть — это намеренное причинение зла кому-либо с целью отплатить за потери, обиды, страдания.
Слово Возмездие употребляется в тех случаях, когда существует субъективное, то есть личностное представление говорящего о справедливости отплаты, кары за причиненное, совершенное зло. Следует также объяснить значение слов, встречающихся в тексте: Пошухарить, истошный, чача, прикандехать, шкары, корочки.
Месть — явление сложное и противоречивое, его оценка во многом зависит от исторической эпохи, национальных и культурных традиций. Желание отомстить — очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно.
— На что похожа месть?
Человек, испытывающий чувство мести, может оказаться в порочном кругу. Важно уметь выйти из него.
Каковы же проблемы, поставленные в тексте?
Круг проблем очень широк. Самая главная проблема — это проблема соразмерности цели и средств, проблема вечных человеческих ценностей: добра и зла, ответственности человека за свою судьбу и судьбу других людей, проблема человеческой личности в обществе.
— Как в рассказе Чик приходит к пониманию того, что то унижение, которому подверг Керопчика Мотя, несоразмерно тому, что он совершил?
— Какое наказание придумал сам Чик для Керопчика?
Обратите внимание на то, что тяжесть наказания становится все меньше и меньше. Для выражения состояния своего героя автор использует восклицательные предложения. Чика охватила месть, он полон ярости.
Тем более что он помнил обиду, которую Керопчик нанес его брату.
Автор использует прием ретроспекции и рассказывает о футбольном матче, когда Керопчик крикнул брату Чика: «Мусульманин? Ислам-бек!»
Неужели можно обижать человека, если он мусульманин, негр, еврей или чеченец?
Чик помнил обиду, но когда сам стал невольным соучастником возмездия, произошедшее событие казалось не таким уж важным. Чику стало стыдно. Добрая душа Чика противилась унижению, наказанию, которому подвергал Керопчика Мотя.
Он понял, что то наказание, которому подвергался Керопчик, слишком жестоко.
— Какой вывод мы можем сделать?
— Ребята, а как решается проблема добра и зла? Можно ли при помощи зла дойти до добра?
— Какие пословицы и поговорки, крылатые выражения можете привести?
— Совершил ли добро Мотя? Почему он наказывает Керопчика? Важно ли ему было, чтоб Керопчик был наказан?
Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и за судьбу других. Пути Моти и Керопчика разошлись, хотя могли и сойтись. Мотя сел в тюрьму.
Керопчик образумился, стал работать.
Не только образ Керопчика, но и образ Чика дан в развитии. Чик потерял интерес к людям с холодными стальными глазами, он стал их обходить стороной.
Произведение написано в жанре рассказа, и в этом есть преимущество. Острое, быстрое развитие сюжета позволяет ярче выявлять поступки и действия персонажей.
В систему образов входят главные герои — Чик, Керопчик, Мотя; второстепенные — Алихан, Пити-Урия, нервный домовладелец; эпизодические — военный, друзья Керопчика, лавочники и просто случайные люди.
Повествование ведется от лица автора, и это помогает выявить авторское отношение к происходящему.
Композиция и сюжет произведения позволяют ярче раскрыть образы главных героев. Действие завязывается, когда у выхода с базара появляется Керопчик и опрокидывает лоток Алихана.
Автор в начале рассказа использует прием антитезы: прошел дождь, сверкало солнце, но на Алихана надвигались тучи. Дано также противопоставление образов Керопчика и Алихана. Керопчик — бездельник, Алихан — трудяга. Автор использует эпитеты: Керопчик — небольшого роста, коренастый, с прозрачными глазами безумной козы; Алихан — высокий, сутуловатый, с неограниченной доброжелательностью в голосе.
Автор хотел сказать о том, что это совершенно разные по существу люди.
Далее развитие действия идет по возрастающей. Чик жаждет мщенья. И вдруг неожиданно по толпе прошел испуганный, благоговейный шелест. Появляется Мотя.
Для описания внешности и поступков героя автор использует эпитеты Рослый, здоровый, неслыханная дерзость.
Автор второй раз использует прием ретроспекции. Мы знакомимся с прошлым Моти. Год назад он появился в городе и возвысился над местной приблатненной мелкотой, совершая внезапные нападения на магазины.
Мотя ходил в матросском костюме, с медалью «За отвагу», тяжелыми шагами усталого хозяина. Но глаза его выражали всегда одно и то же — спокойный брезгливый холод. Дальше идет психологизация образа. Глаза — зеркало души. Значит, и душа у него холодная.
Используя метафору «темным путем», автор хочет сказать, что он получил медаль нечестным образом.
И опять автор использует сравнение Моти и Алихана. Противопоставляется описание глаз. Два мира, два человека, два отношения к жизни, к людям.
Один добывает себе хлеб честным путем, а второй — преступным.
Но ведь именно Мотя заступился за Алихана, за честного человека. Значит, и он честен? Нет!
Это не заступничество, это борьба за влияние! Каждый ищет себе место под солнцем.
Кульминация — наказание Керопчика. А почему Мотя не говорит, за что? А разве Керопчик говорил Алихану, за что?
Для Чика было очень важно, чтоб Керопчик знал, за что. Кульминация играет очень важную роль в становлении образа Чика. Он осознал всю тяжесть положения и Керопчика, и свою.
Чик, некогда восхищавшийся глазами Моти, вдруг понял, что глаза его выражали одно: человек достоин презрения, потому что он беззащитен против пули и ножа.
Сильно изменяется поведение Керопчика после того, как Мотя угостил его сигаретой. Автор использует символ. Сигарета — символ примирения.
Выпитое вино тоже символ примирения. Произнесенный тост — тоже символ мира. Но главное в том, что Керопчик признал силу Моти.
Нервный домовладелец льстит Моте, говоря, что город не так дрожит, когда пролетает «юнкерс», как дрожит, когда проходит по его улицам Мотя. И он боится, и жена его испугалась. Но развязка наступила.
Мотя наказан.
Обратим внимание на временную организацию текста. Время, которое в начале текста соответствует своему течению, начинает постепенно растягиваться для героя, время течет слишком медленно, возмездие, по его мнению, должно свершиться как можно раньше, но оно затянулось. Конец рассказа примечателен тем, что время сжимается. Лето — зима, арест Моти. Керопчика два раза арестовывают по мелочам, он работает на базаре.
Несколько лет — как одно мгновение. Время в тексте комбинируется, говорится о настоящем, о будущем и о прошедшем. Автор использует глаголы разного вида .
Своеобразной является речь Моти. Он немногословен, больше действует, чем говорит: Положь, поди вымой, пошли, сымай, корочки, шкары. Предложения-приказания или же назывные предложения, неполные предложения с умолчаниями.
Речь и Моти, и Керопчика пестрит жаргонизмами: Шкары, корочки, прикандехать, оттягивать. В тексте очень много восклицательных предложений. Они создают эмоциональный эффект.
Соединение несочетаемых слов также создает выразительный эффект: Ненавидящие ранки, смертельное упорство.
Одно из ключевых значений в тексте имеют имена. Мотя — мот, мотает . Чик, Керопчик — ассоциация с чем-то незначительным, несовершенным, несложившимся.
И Чик, и Керопчик прежде всего еще несложившиеся люди, они пока только копировали поведение других людей, в частности — блатных. Эти имена схожи скорее с прозвищами. Алихан — что-то большое, важное, значительное — хан.
И именно на него подняли руку. Нельзя поднимать руку на труженика, честного человека, и вообще на другого человека.
Образ Моти антигуманен, сила его античеловечна. Мотя считает, что только такие, как он, имеют право на жизнь, других людей он презирает, хотя живет за их счет.
Чик, Керопчик сумели выйти из порочного круга, они изменились. А Мотя? Сможет ли он выйти из порочного круга? Вряд ли.
А почему? У него холодное, ледяное сердце, он бездушен. Он не осознает своей вины. Он будет всегда прав.
И это не позволит ему взглянуть на себя со стороны, оценить свои поступки. Он будет вертеться в порочном кругу. Что же, каждый выбирает сам.
Выбор и за Мотей.
Нравственные проблемы в рассказе Фазиля Искандера «Возмездие»