Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»
Роман «Герой нашего времени» — первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В предисловии к роману Лермонтов пишет, что его роман — это портрет «не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Печорин жил в первые годы после разгрома декабрьского восстания.
Это были тяжелые для России годы. Лучшие люди казнены, сосланы в сибирские рудники, другие отреклись от своих вольнодумных идей. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы для деятельного труда во имя грядущего торжества свободы, нужно было иметь благородное сердце, нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине. Подавляющее большинство мыслящих людей ЗО-х годов XIX века составляли как раз те, кто не сумел или не успел еще обрести эту ясность цели, отдать свои силы борьбе, у кого укоренившийся порядок жизни отнимал веру в целесообразность служения добру, веру в грядущее его торжество. Господствующим типом эпохи был тот тип человеческой личности, который известен в истории русской общественной мысли под горьким названием лишнего человека.
Печорин всецело принадлежит именно к этому типу. Перед нами молодой двадцатипятилетний человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе вопрос: «Зачем я жил, для какой цели я родился?» Печорин — не обычный представитель светской аристократии. Он выделяется на фоне окружающих его людей своей незаурядностью. Он умеет критично подойти к любому событию, к любому человеку.
Он дает четкие и меткие характеристики людям. Он быстро и верно понял Грушницкого, княжну Мери, доктора Вернера. Печорин смел, обладает большой выдержкой и силой воли. Он единственный бросается в избу, где с пистолетом сидит убийца Вулича, готовый сразить первого, кто войдет к нему.
Он не обнаруживает своего волнения, когда стоит под пистолетом Грушницкого. Печорин — офицер. Он служит, но не выслуживается.
И когда он говорит: «Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами», — нетрудно понять, что он имеет в виду: многие как раз делали в те годы карьеру, и «обстоятельства» отнюдь не препятствовали им в этом. У Печорина деятельная душа, требующая воли, движения. Бездеятельной жизни он предпочитает подставить лоб чеченским пулям, ищет забвения в рискованных приключениях, перемене мест, но все это лишь попытка как-то рассеяться, забыть об угнетающей его огромной пустоте. Его преследуют скука и сознание, что жить так вряд ли «стоит труда». В Печорине ничто не выдает присутствия каких-либо общественных интересов.
Дух скептицизма, неверия, отрицания, резко сказывающийся во всем внутреннем складе Печорина, в жестокой холодности его беспощадных афоризмов, говорит сам за себя. И недаром герой часто повторяет, что «не способен к великим жертвам для блага человечества», что он привык «сомневаться во всем». Главная пружина поступков Печорина — индивидуализм.
Он идет по жизни, ничем не жертвуя для других, даже для тех, кого любит: он любит тоже лишь «для себя», для собственного удовольствия. Лермонтов раскрывает индивидуализм Печорина и рассматривает не только его психологию, но и мировоззренческие основы его жизни. Печорин — подлинное порождение своего времени, времени поисков и сомнений.
Он находится в неизменном раздвоении духа, печать постоянного самоанализа лежит на каждом его шаге. «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», — говорит Печорин. Для Печорина не существует общественных идеалов. Какими нравственными принципами он руководствуется? «Из двух друзей всегда один раб другого», — говорит он.
Отсюда его неспособность к настоящей дружбе и любви. Он — эгоистичный и равнодушный человек, смотрящий «на страдания и радости других только в отношении к себе». Творцом своей судьбы и единственным своим судьей Печорин считает только себя. Перед своей совестью он постоянно отчитывается, свои поступки он анализирует, пытаясь проникнуть в истоки «добра и зла».
Историей жизни Печорина Лермонтов показывает, что путь индивидуализма противоречит природе человека, ее запросам. Подлинные радости и подлинную полноту жизни человек начинает обретать лишь там, где отношения между людьми строятся по законам добра, благородства, справедливости, гуманизма.
Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»