Нравственные устои и поэзия декаданса С. Я. Надсон
Не вини меня, друг мой, — я сын наших дней… С. Надсон Знаменитый своими революционно-демократическими произведениями писатель Н. Г. Чернышевский сказал о стихах Семена Надсона: «Нытье, не спорю, искренне, но оно вас не поднимет». Но то, что Чернышевский считал недостатком в поэзии, современники оценивали весьма высоко.
В унынии и безрадостности, которыми веяло от стихов Надсона, они видели и чувствовали нечто глубокое и родственное их душам. Полное совпадение чувств поэта и читателей сделало имя Надсона популярным. «Не вини меня, друг мой, — я сын наших дней…» — этими словами поэт словно ответил на претензии к его поэзии Чернышевского. Надсон действительно был сыном своей эпохи.
В конце девятнадцатого и в начале двадцатого века произошел резкий спад гражданских настроений в русской поэзии. Так чем же заинтересовали молодежь того времени поэты, как их называли, «упаднических настроений»? Попробую ответить на этот вопрос на примере Надсона, его личности и поэзии. Все нравственные устои поэзии декаданса сконцентрированы в стихотворении Надсона «На заре». Его можно назвать программным.
Стихи начинаются романтическим, слегка тревожным изображением природы: Нежными цветами убраны богато, Тучки утопают в ясной тишине… Лирический герой восхищается гармонией природы, но одновременно в нем зреют тяжкие мысли о том, что человек, подобно природе, не может быть счастлив в этом мире: Только ты не знаешь неги и покоя, Грудь моя больная, полная тоской. После революционно-демократических взлетов духа, которыми был отмечен девятнадцатый век, собственно никаких глобальных изменений в нравственном отношении в обществе не произошло.
Поэт это видел и переживал. Общество вновь ввергалось в прозябание духа. В голову лезли печальные мысли о целесообразности вообще всяких социальных потрясений.
Лучше — замкнутый мир наслаждений и примитивных страстей. Но душа, в которой нравственность велика, все равно ностальгически тоскует о высших устремлениях. Что ж тебя волнует? Грустное ль былое Иль надежд разбитых безотрадный рой? Заползали ль змеею злобные сомненья, Отравили веру в счастье и людей.
Страсти ли мятежной грезы и волненья Вспыхнули нежданно в глубине твоей? Здесь поэт как раз добивается совпадения нравственных переживаний с читателями. Как я уже отмечал — это передовая молодежь того времени.
Передовая не в смысле революционная, а в смысле образованности, тонкости натуры, стремления к искренности в чувствах. Поэт дает им надежду: Полно, успокойся, сбрось печали бремя: Не пройдет бесплодно тяжкая борьба, И зарею ясной запылает время, Время светлой мысли, правды и труда. Эти нравственные устои поэзии Надсона стали живой и действенной силой, поддерживающей в условиях общественного уныния искры гражданских чувств.
В этом, на мой взгляд, и состоит главная нравственная ценность стихов рыцарей поэзии эпохи безвременья.
Нравственные устои и поэзия декаданса С. Я. Надсон