Нравственный закон и нравственная свобода в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Проблема нравственного закона и нравственной свободы является одной из ведущих в русской и мировой литературе. Иными словами ее можно сформулировать, на мой взгляд, как проблему чувства и долга. Известно, что она была характерна еще для классицистической трагедии, в которой герой, вынужденный выбирать долг, непременно погибает, сраженный роковой дилеммой.
Однако эта же проблема становится основной и в реалистической драме А. Н. Островского «Гроза». Все основные персонажи этого произведения стоят перед труднейшим выбором — закон или свобода? В первую очередь, это относится к главной героине «Грозы» — Катерине Кабановой. Живя в семье мужа, эта молодая женщина чувствует себя несчастной. Я думаю, героиня всей душой стремилась полюбить Тихона Кабанова, как-то наладить с ним жизнь.
Но это ей не удавалось. Муж Катерины всегда и во всем подчинялся своей матери — Марфе Игнатьевне Кабановой. Да и как ей было не подчиниться — Кабаниха держала в страхе не только своих родных, но и весь город. Лицемерно-бессмысленое поведение, принятое у Кабановых, противоречит светлой и искренней натуре Катерины, ее представлениям о счастливой семейной жизни. Эта героиня тоже воспитывалась в патриархальном духе, но для нее важнее внутреннее, то, что есть на самом деле, а не то, что кажется.
Именно поэтому ее мечты оказываются разбиты. Она не находит для себя никакой отдушины. Мне кажется, Катерина понимает, что в таких условиях она, рано или поздно, все равно погибнет. И ее душа начинает протестовать.
Недаром героиня говорит Варваре: «Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду». Именно поэтому, следуя неосознанному желанию счастья, Катерина решается на роман с Борисом Григорьевичем. Идя к нему на свидание, она уже знает, что скоро умрет, потому что не сможет жить с тяжестью измены.
Но героиня все же решается на нее. И то время, что Катерина проводит с Борисом Григорьевичем, становится для нее настоящим счастьем, той отдушиной, о которой героиня так грезила. Но, даже окунувшись в любовь, она никогда не забывала о том, что совершила тяжелый грех. И когда из поездки вернулся Тихон, ощущение вины у Катерины только усилилось. И вот, во время грозы, не выдержав, женщина признается в измене «перед всем честным народом»: «Все сердце изорвалось!
Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон!
Грешна я перед богом и перед вами!» После такого признания жизнь героини превратилась в ад. Конечно, в первую очередь, из-за собственных душевных мук. В дилемме «нравственный закон — нравственная свобода» Катерина, с одной стороны, выбрала свободу. Однако она прекрасно сознавала, какую цену ей придется заплатить за свою запретную любовь.
Важно, что, с другой стороны, в силу воспитания, жизненных и религиозных взглядов, именно семейный долг Катерина считала высшей ценностью. Любовь к Борису была искренней, но осознавалось ею как запретная и греховная, как некий протест против условий окружающей жизни. Именно поэтому, мне кажется, она не принесла героине настоящего счастья и обрекла ее на гибель. Свой выбор между законом и свободой совершают и другие герои «Грозы», в частности, Варвара Кабанова. Эта девушка — полная противоположность Катерины.
Ее также не устраивают те правила, по которым приходится жить в доме матери. Однако Варвара давно сделал свой выбор — в пользу чувства, вернее, своего желания. Поэтому она совершает то, что хочет — гуляет с Кудряшом, не ночует дома.
Но, и это очень важно, дочь Кабанихи искусно скрывает свои действия. Она прекрасно понимает, что в лицемерном калиновском обществе главное не то, что есть на самом деле, а та видимость, которая создается. И Варвара, с «доброй руки» своей матери, которая проповедует ту же философию, научилась врать и лицемерить, делая то, что ей хочется. Выбор «долг или чувство» стал трагическим для Тихона Кабанова. В силу своей слабой натуры, страха перед матерью, инертности этот герой выбирает «сыновний долг», несмотря на то, что его сердце говорит совсем о другом.
Именно потому, что Тихон боится свою мать, он позволяет ей обижать Катерину, наговаривать на нее, унижать. Герой сам чувствует неправильность своего поведения, «неправильность» всего уклада жизни в их семье и в городе, но не может осмелиться даже подумать об этом. И лишь потеряв жену, ослепленный горем, Тихон бросает обвинения в лицо матери как главной представительнице патриархального купеческого общества, его лицемерных устоев. Однако мы видим, что и этот герой дает волю своему «чувству» — когда освобождается из «ежовых рукавиц» Кабанихи.
В деловых поездках он начинает пить и кутить, чтобы как-то усмирить свою тоску. Выбор в пользу долга делает и Борис Григорьевич, предавший любовь к Катерине из-за наследства, которое он должен получить от Дикого. Думаю, предает свою жизнь и сама Кабаниха, делающая выбор в пользу долга — общественного мнения, законов патриархального общества.
Таким образом, мы видим, что практически все герои драмы Островского «Гроза» стоят перед выбором : нравственный закон или нравственная свобода, долг или чувство. И практически все они, совершая этот выбор, лицемерят: для людей они выбирают «закон» , для себя же — «свободу» . Исключением, на мой взгляд, становятся лишь два героя.
Во-первых, это Дикой, который никого и ничего не боится, потому что имеет неограниченную власть. И это Катерина Кабанова, которая, единственная из всех, серьезно подошла к своему выбору, сознательно сделала его и приняла всю полноту ответственности за принятое решение.
Нравственный закон и нравственная свобода в пьесе А. Н. Островского «Гроза»