О чем плачет Василиса
Материалы к уроку по рассказу А. П. Чехова «Студент»
Одним из самых закрытых писателей я считаю Чехова, а его рассказ «Студент» — вообще загадкой для читателя. По свидетельству современников, автор выделял этот рассказ среди других своих произведений, считая его наиболее совершенным по форме. Что это означает? Содержание и форма литературного произведения — две взаимосвязанные стороны художественного целого. С понятием содержания связаны тема, идея, проблема, авторская позиция.
Художественная форма произведения представляет собой Систему средств и приемов, служащих и для выражения содержания, и для эмоционального воздействия на читателя. Важнейшими сторонами формы являются изображенный мир, художественная речь и композиция (Большой справочник. Литература для школьников и поступающих в вузы.
М.: Дрофа, 1998. С. 447).
Говоря о композиции, отметим, что это Рассказ в рассказе . В каких отношениях находятся они друг с другом? Это органическое единство, тесная взаимосвязь, ведь именно холод осеннего вечера напомнил студенту историю отречения Петра. Работники «развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись.
С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь», — говорит герой рассказа.
Василиса подтвердила, что была на двенадцати евангелиях. Что имеется в виду? А это не что иное, как двенадцать отрывков Евангелия определенного содержания, читаемых во время всенощной, в четверг перед Пасхой. Логично, что этот сюжет вошел в число двенадцати самых важных в жизни и смерти Иисуса.
Много раз слышанная история в этот раз производит на слушательниц особое впечатление. Чехов об этом говорит так: «Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». Почему плачет Василиса?
Ее слезы — неожиданность для рассказчика. Как он объясняет себе ее реакцию? «Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, все, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…».
Что же имел в виду Чехов: прошлую тяжелую жизнь женщины или ее дар сострадания, сопереживания? А может быть, и то, и другое? Важно, что Василиса жалеет не преданного Христа, обреченного на муки, а отступника Петра! Почему?!
Как известно, Петр отрекся от Иисуса трижды. Почему в первый раз?
«Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть что и его… нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его»». Петр, в отличие от Иуды, совершил не добровольное , а невольное предательство, потому что испугался за себя, за свою жизнь, то есть из трусости, хотя во время тайной вечери сам говорил Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть».
Второе и третье отречение были потому, что теперь уже невозможно отказаться от прежних слов. Внутренний монолог студента передает его размышления: «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». Внимание к чужой душе!
Василиса смогла почувствовать боль и вину Петра, который смалодушничал.
Плача, она предвидит его будущие муки и раскаяние, жалеет его по-матерински. Ведь позади у нее долгая жизнь, свои пережитые горе и страдания, которые, однако, не убили в ней жалость к другим, ошибающимся и заблудшим, что является традиционным для русской литературы XIX века.
Художественная речь рассказа тоже требует своего исследования. «Право голоса» в рассказе имеют два человека — студент и сам автор, у Василисы всего две короткие реплики, Лукерья на протяжении всего рассказа молчит. Рассказ студента — композиционный центр произведения, но слова автора тоже очень важны, потому что они несут основную информацию: рассказ о меняющейся погоде, о вдовах, о думах студента. Речь студента выдает его как человека образованного, начитанного, личностные интонации его рассказа связывают вместе прошлое и будущее: «Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…» В конечном счете история Петра — история запутавшегося и несчастного человека, который страдает.
Мир, изображенный Чеховым в рассказе, несовершенен и безрадостен: «…Лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше». И все же, мастерски владея композицией, Чехов ведет своего героя и читателя от тоски и безысходности к свету, радости и надежде.
Как и природа в начале рассказа, переменчиво настроение героя. Поняв причину слез Василисы, студент зашагал дальше, и «невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
Почему же Чехов так высоко ценил своего «Студента»? Видимо, он выразил в нем что-то важное для себя, особенно существенное. Герой рассказа еще очень молод, здоров, полон сил, его слово нашло своего слушателя, а впереди — целая жизнь.
Три страницы школьного учебника «В мире литературы» — это рассказ «Студент». После него нет привычных вопросов и заданий, а предложено написать отзыв. Без анализа в классе это задание под силу только вундеркиндам: слишком сложен текст. Вопросы и задания, подготовленные учителем, помогут увидеть многое в этом удивительном произведении, и вот тогда и можно рассчитывать на осмысленный и продуманный отклик.
Но вначале Домашнее задание : прочитайте рассказ и сформулируйте три вопроса, которые помогут в нем разобраться. Задание это покажется легким только на первый взгляд. Самым гениальным считаю вопрос: «О чем плачет Василиса?» Несмотря на то что ответ есть в тексте, он гораздо глубже, этот вопрос попадает в цель, отражает суть рассказа.
Вопросы и задания
1. Место рассказа в творчестве А. П. Чехова.
2. Почему автор начинает свое повествование с пейзажа? Определите, как пейзаж, описание обстановки, художественные детали соотносятся с характером героя и его настроением. Проследите динамику настроения героя.
3. Почему герой отправился к костру на вдовьих огородах?
4. Какой фрагмент рассказа можно считать его кульминацией? Почему?
5. Кому и зачем рассказывает студент историю отречения Петра? Что подчеркивает автор в описании Василисы и Лукерьи?
6. Почему плачет Василиса?
7. О чем этот рассказ, какова его главная мысль?
8. Что открывается студенту при виде слез Василисы?
9. Что вам удалось узнать о герое из текста рассказа? Расскажите о нем.
10. В чем смысл существования человека по рассказу Чехова?
Письменные работы по рассказу
1. Почему, по-вашему, Чехов изменил первоначальное название рассказа «Вечером» на «Студент»?
2. Первое прочтение рассказа и его итоговое восприятие.
3. Вечные темы рассказа «Студент».
4. Какие приемы помогают автору раскрыть идею рассказа «Студент»?
5. Что открыл мне рассказ «Студент»?
О чем плачет Василиса