О. де Бальзак — выдающийся французский писатель, зачинатель социального реалистического романа, автор «Человеческой комедии»
Цель: ознакомить учеников с жизнью и творчеством писателя, вызвать к ним интерес; раскрыть роль Украины в судьбе художника; развивать навыки восприятия информации на слух, умение готовить сообщения и презентовать их, выделять главное, высказывать свои мысли и отстаивать их; воспитывать оптимистичное мировосприятие, эстетичные вкусы.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к его биографии, выставка книг художника, произведений о нем; кинофильм.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний. Анализ тематического оценивания (тестирование)
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Мы снова путешествием во Францию XIX ст., чтобы познакомиться с одним из виднейших писателей мира. «Бальзак великий! Его характеры — произведение ума Вселенной!» — сказал о нем выдающийся русский писатель Ф. Достоевский. В. Г. Белинский, русский критик, отмечал: «Посмотрите на Бальзака: как много написал этот человек, и, несмотря на это, есть ли в его повестях хотя бы один характер, хотя бы единственное лицо, которое было бы похожим на другое? О, какое непостижимое искусство изображать характеры со всеми оттенками их индивидуальности!».
Итак, нас ждет открытие для себя новой звезды!
III. Объявление темы и цели урока
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Слово учителя (мини-лекция с элементами беседы)
— Творчество Оноре де Бальзака выдержало проверку временем. Об этом свидетельствуют массовые тиражи изданий, многочисленные экранизации его произведений. Тем не менее, жизнь самого писателя оказывается не менее увлекательной и поучительной, чем его произведения. Книгой Андре Моруа «Прометей, или Жизнь Бальзака» зачитывалось не одно поколение.
Поражает чрезвычайная широта таланта и трудолюбие писателя: например, в 1829 году Бальзак издал пять романов, в 1830 — одиннадцать, в 1831 — восемь, в 1832 — одиннадцать. Обычный человек не успеет за это время даже переписать такой объем текстов, а нужно еще и придумать и продумать каждую деталь, сюжет и композицию в целом. Как это ему удавалось? Секрет — в распорядке дня. Сам художник сознавался: «Работать — это означает вставать в полночь, писать до 8-ми часов утра, позавтракать за пятнадцать минут и снова работать до пяти, пообедать, лечь спать и завтра все начать сначала. …Пишу все время, а когда не сижу за рукописью, обдумываю план, а когда не думаю над планом, то исправляю ошибки. Вот моя жизнь».
— Как вы думаете, что побуждало Бальзака к такому образу жизни? (Возможно, талант и энергия переполняли его, он стремился как можно больше успеть, имел высокую цель; хотел доказать родителям, всем окружающим, что это его настоящее призвание, достойное дело, которое приносит ему удовлетворение и признание).
На самом деле Бальзак немного лукавил, говоря «это и все жизнь». Он успевал всюду и все: вести светскую жизнь, покорять сердца волшебных женщин, даже испытал славу немного смешного «денди». Но начнем все сначала. Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799 г. в г. Тур в семье чиновника военного ведомства, выходца из крестьян. Детство и юность он провел вне отчего дома: сначала в селе, потом в разных закрытых пансионах и школах, о которых у него остались наиболее печальные воспоминания. Семью помнил мало, отцу к тому времени было уже 53 года, мать же, молодая, энергичная, красивая, на тридцать два года младше отца, с головой погрузилась в водоворот любви и аристократической жизни. Однако со своим сыном была очень суровой, и это донимало самолюбие Оноре, заставляя искать независимости, денег и признания. Кстати, отец изменил дедову крестьянскую фамилию Бальса на аристократическое Бальзак.
Утеху юноша находил лишь в книжках, которые, вопреки суровым правилам, он умудрялся получать и внимательно изучать. Это были вольнодумные произведения великих просветителей XVIII ст. и античных философов.
Как вы думаете, содействовала или вредила развитию личности Бальзака его трудная жизнь без родительской ласки в детстве и подростковом возрасте? Почему? (Оказывала содействие, так как разбудила честолюбивые мечты).
Когда Бальзаку исполнилось 15 лет, его семья переехала в Париж. Оноре продолжал учиться в школе правоведения и работал писарем в адвокатской конторе, так как отец твердо решил сделать из него успешного юриста.
Сломанные судьбы, несправедливость, человеческие недостатки в хитроумном переплетении — чего он только не насмотрелся в адвокатской конторе! Со временем этот незаурядный жизненный опыт выльется в яркий образ Дервиля из повести «Гобсек».
Бальзака совсем не привлекала юридическая карьера, и он, получив диплом бакалавра, твердо сказал об этом родителям. И вдобавок заявил, что хочет стать литератором. После продолжительных споров и ссор родители предоставили сыну двухлетний испытательный срок с минимальной материальной поддержкой.
Бальзак начинает писать со всем жаром сердца. Первые попытки оказались неудачными. Молодой писатель попробовал свои силы в разных жанрах, даже в издательском бизнесе, но закончил с плохими результатами.
Только в тридцать лет к нему приходит успех, когда был опубликован его исторический роман «Шуаны». Философский роман «Шагреневая кожа», который вышел через два года, делает его известным в Европе писателем и отворяет двери аристократических салонов.
Какие ярчайшие черты характера проявляются у Бальзака в этот период? (Настойчивость, оптимизм, неутомимая деятельность и поиски путей к достижению цели).
Произведения Бальзака друг за другом выходят в свет. И у писателя возникает замысел объединить их в грандиозную эпопею «Человеческая комедия» (как «Божественная комедия» Данте), которая бы вобрала в себя «все типы людей, все общественные слои. …Воплотить все социальные сдвиги так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер, мужской и женский, ни один образ, ни одна профессия не оказались в забвении!».
2. Составление опорной схемы к структуре эпопеи «Человеческая комедия» (см. схему на следующей странице).
3. Сообщение учеников о связях Бальзака с Украиной
— 28 февраля 1832 года в жизни Бальзака случилось событие, которое имело для него очень важные последствия: он получил письмо из Одессы от сторонницы его творчества. Подпись была интригующей — «Иностранка». Спустя некоторое время пришло и второе письмо. Его отправителем была богатая польская аристократка, русская подданная, графиня Эвелина Ганская. Началась постоянная переписка, которая длилась около 15 лет. Осенью 1833 года в Швейцарии они познакомились лично; позднее встречались еще. Летом 1843 года. Бальзак впервые отправился в Россию, встретился с Э. Ганской в Петербурге и сопровождал ее в путешествии по Германии и Италии.
Все свои надежды писатель связывал с бракосочетанием с любимой женщиной, но она была замужней и ему пришлось ждать, пока она овдовеет. Ганская и после этого тянула с браком, боясь потерять свои богатые владения.
4. Слово учителя
— чрезмерная работа, бесконечные заботы и волнения подорвали здоровье Оноре де Бальзака, и через пять месяцев после счастливого венчания его не стало. По поводу этого печального события В. Гюго, его товарищ, сказал: «Сударь де Бальзак был одним из первых среди больших, одним из лучших среди избранных… Все его произведения составляют одну книгу, преисполненную жизни, яркую, глубокую, где движется и действует вся наша современная цивилизация, воплощенная в образах целиком реальных…».
V. Закрепление знаний, умений и навыков.
Интерактивное упражнение «Займи позицию и обоснуй ее».
Прав ли А. Моруа, который назвал свое произведение о писателе «Прометей, или Жизнь Бальзака»?
Да Нет
VI. Домашняя задача
Повторить по учебнику биографию О. де Бальзака, историю создания «Человеческой комедии», особенности творчества писателя, прочитать повесть «Гобсек».
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Закончите предложение:
— История жизни Бальзака натолкнула меня на мысль…
— Мне запомнилось…
— Мне захотелось…
О. де Бальзак — выдающийся французский писатель, зачинатель социального реалистического романа, автор «Человеческой комедии»