О деятельностном подходе в изучении трагедии Шекспира «Гамлет»
Опыт углубленного преподавания литературы в старших классах убеждает, что наиболее действенным является деятельностный подход, концепцию которого в воспитании младших школьников разрабатывали Л. В. Занков, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин.
Деятельностный подход предусматривает не сообщение учителя, а отчет учащихся о наблюдениях над художественным произведением.
Итак, первый этап изучения литературного произведения — собирание учащимися наблюдений, при этом школьники учатся добросовестности, скрупулезности, усидчивости, развивают внимание в работе над словом. Такие наблюдения выполняют все учащиеся. Готовя новый материал, они имеют право на консультации в любом объеме.
Вместе с тем при подготовке нового материала есть элемент риска: оценку получает тот, кто согласен на ее появление в журнале. Однако все ученики внимательно прочитывают произведения, а на уроках, при размышлениях над наблюдениями, идет напряженная творческая работа, работа мысли. Урок строится как спектакль, в котором на первом месте — интрига мысли или чувства.
Деятельностный подход ярко выражается в форме уроков: уроки-размышления, уроки-исследования, подготовленные или импровизированные полемики, ролевые игры.
Проиллюстрируем высказанные соображения на примере урока в 10-м классе по трагедии В. Шекспира «Гамлет».
Подготовительная работа: вступительная беседа об эпохе Возрождения, об особенностях этой эпохи в Англии, о личности и творчестве В. Шекспира, чтение учениками текста трагедии, просмотр художественного кинофильма «Гамлет», подготовка индивидуальных заданий: создание опорных схем, рисунков, сообщения «Шекспир. Трагедия «Гамлет». Сонеты.
Общие идеи и настроения»; подготовка выразительного чтения стихотворения Б. Пастернака «Гамлет».
На доске: тема урока, название книги, по которой готовился урок , два эпиграфа и свободное место для рисунков, схем.
У ч и т е л ь ч и т а е т э п и г р а ф ы:
«…он весь живет для самого себя, он эгоист, он скептик, и вечно возится и носится с самим собою».
И. С. Тургенев
«…прекрасное, чистое, благородное, высоконравственное существо».
И. В. Гете
Какие разные оценки образа! Со времени создания трагедии читатели и зрители по-разному оценивают Гамлета, трагедия вызывает противоречивые толкования.
Почему? В. Гюго так ответил на этот вопрос: «На наш взгляд, «Гамлет» — главное создание В. Шекспира. Ни один образ, созданный поэтами, не тревожит и не волнует нас до такой степени». Итак, это создание великое, поэтическое. Но есть еще одна причина.
Определите, о каком времени сказал поэт.
И в философии царит сомненье, Погас огонь, осталось только тленье, Пропали солнце и земля, и где Тот ум, что нам помочь бы мог в беде; Распалось все, ни в чем порядка нет.
Ученики уверенно отвечают, что это написал наш современник о нашей стране.
Учитель: Это стихи современника Шекспира Джона Донна, написанные в 1611 году. Шекспир сумел сказать об общечеловеческом, о том, что волнует всех во все времена.
Как вы поняли, это произведение — трагедия. Почему?
Ученики говорят о трагических событиях и судьбах в этом произведении.
— Давайте разберемся, в какой обстановке действует Гамлет.
Ученики рассказывают, используя цитаты, что Гамлет страдает от того, что «век расшатался» .
Гамлет остро ощущает, что «Дания — тюрьма». Образы болезни, телесных недугов, язвы определяют состояние страны .
Ученик комментирует свою иллюстрацию к трагедии. На рисунке — свидание Гамлета и Офелии. Повторяющийся мотив — решетка: на окнах, на полу, тень от перил, даже в покрое платья.
Герои рисунка как бы за решетками, вставленными одна в другую. Выйдут из-за одной — оказываются в другой клетке.
Еще одно сообщение — сравнение обоих мотивов в сонетах Шекспира и в трагедии «Гамлет». Подчеркивается осознание лирическим героем сонетов окружающего мира как трагического.
Ученики рассказывают, что в трагедии гибнут и страдают люди, гибнет любовь. Уместно сравнение трагедий «Ромео и Джульетта» и «Гамлет». В каком произведении любовь трагичнее? В «Гамлете», ведь Гамлет добровольно отказывается от счастья, в то время как в «Ромео и Джульетте» любовь торжествует.
Гибнет семья: вся семья Полония, семья родителей Гамлета, Клавдий и Гертруда, отказывается от создания семьи и Гамлет. На краю гибели Дания. Гамлет страдает от того, что нарушена гармония мира, у него трагическое мироощущение.
Итак, Гамлет вынужден действовать в трагической ситуации.
У ч и т е л ь: Значит, он трагическая личность?
Ученики считают, что выдающаяся личность, обладающая героической мощью, — только Гамлет.
В чем его величие и трагедия?
Работая с текстом, ребята рассказывают, что Гамлет — ученый, высокообразованный человек. О нем говорят герои пьесы:
О, что за гордый ум сражен! Вельможи, Бойца, ученого, — взор, меч, язык; Цвет и надежда радостной державы; Чекан изящества, зерцало вкуса, Пример примерных.
Гамлет — гуманист. Он не приемлет убийство как способ уничтожения зла. Он не видит, ради кого должен совершить это зло — новое убийство.
В этом отношении гуманист Гамлет — плоть от плоти человек Возрождения.
Гамлет — сторонник государственности, мудрый и справедливый монарх. Слушая его знаменитый монолог «Быть иль не быть?..», отмечаем: Гамлет видит все несправедливости в своем государстве; «…судей медливость, заносчивость властей и оскорбленья, чинимые безропотной заслуге».
Гамлет смел, быстр, решителен и благороден.
В классе находятся возражения: им владеет и чувство мести, а благородно ли оно?
У ч и т е л ь: Вспомним, сколько мстителей за кровавую обиду в пьесе. Их три: Гамлет, Лаэрт, Фортинбрас. Сравним их.
Чертим на доске таблицу и просим вписать в каждый столбик имя. Кто из героев выше?
Это не случайно: в трагедии «Гамлет» тема мести приобретает проблемный характер.
Обычно ученики «не замечают» Фортинбраса, а ведь Гамлет им восхищался. Фортинбрасом движет не месть, а желание славы, стремление к подвигам, честолюбие. Он всей душой принимает законы рыцарского поединка, добровольно отказывается от мести за убитого в честном бою отца.
Датский престол переходит к Фортинбрасу по моральному праву. Это желание и Гамлета, и мимо этого образа проходить не стоит хотя бы потому, что именно Фортинбрас будет на троне вместо Гамлета, он будет править любимым Гамлетом народом.
Очень часто ученики восхищаются Лаэртом. Перечитывая вместе с классом строки о мести Лаэрта, обнаруживаем, что он менее всего склонен рассуждать. Как в старой феодальной вольнице, он считает себя равным королю, для него король — «лишь первый среди равных». Недолго думая, он поднимает чернь на бунт, чтобы убить короля:
В геенну верность! Клятвы к черным бесам! Боязнь и благочестье в бездну бездн!
И будь что будет: лишь бы за отца Отмстить как должно.
Месть за отца для него — дело чести. Не менее, чем смертью, он возмущен тем, что Полоний похоронен без должных почестей, сокращен обряд над прахом Офелии.
Лаэрт готов перерезать Гамлету глотку в церкви, а убийство в церкви — тягчайший грех, святотатство. Он без колебаний соглашается по наущению Клавдия на подлые условия поединка с Гамлетом, на применение яда. Лаэрт нарушает правила чести, благородства, ведет себя не как рыцарь, а как подлый убийца.
Ребята, готовые отдать пальму первенства Лаэрту, убеждены теперь, что ему принадлежит только низшая ступень.
Однако поставить на высшую ступень Гамлета им пока мешает раздумье: почему же он не поднял народ на борьбу? Народ его любил, пошел бы за ним. Некоторые ребята считают, что для Гамлета главное — своей рукой покарать убийцу отца.
Однако для Гамлета важнее другая причина: он сторонник государственности, поэтому не может поднять восстание против монарха.
Анализируя строки о поведении Гамлета во время поединка с Лаэртом, вспоминая, как Гамлет добивался несомненных доказательств виновности Клавдия, ребята убеждаются: Гамлет — мститель поневоле, по воле судьбы, но мститель благородный.
Ребятам предлагается представить, что они скульпторы и получили задание изваять Гамлета. Какую позу выбрать, что вложить в руки? Сначала вариант: Гамлет с черепом Йорика в руках.
Обсуждение продолжается, первый вариант отбрасывается как очень распространенный, и приходим к итогу: меч или шпага обязательны , обязательна и книга как символ человека образованного и творческого .
Решаем, что Гамлет стоит в раздумье, с раскрытой книгой в руках.
У ч и т е л ь: Но ведь такая скульптура уже есть!
Случайно ли это совпадение?
Устанавливаем, что оба героя борются со злом в мире в одиночку. В одном случае это комично, в другом — трагично, но все равно оба обречены.
У ч и т е л ь: В чем же трагедия Гамлета?
— В том, что гибнет лучший человек государства, сознающий, что не он руководит судьбой, а судьба им, что, борясь со злом, он вынужден умножать зло.
— Гамлет пережил тяжелые утраты: убийство отца, предательство матери, которая была для него идеалом женщины; сам он вынужден отказаться от любви. Исчезли красота и радость жизни. Ему не хочется больше жить, и на земле его удерживает лишь долг мести.
Очень чувствительный Гамлет страдает от того, что зло, вражда, измена разъели самые основы человечности: брат убил брата! Призрак возложил на Гамлета задачу мести. Но Гамлет понимает свою миссию шире:
Век расшатался — и скверней всего, Что я рожден восстановить его! Эта задача непосильна для человека.
Гамлет мечтал отдаться истинно человеческим интересам и стремлениям, а вынужден совершить зло. Гибель его неизбежна, он понимает это.
Звучит стихотворение Б. Пастернака «Гамлет».
Д о м а ш н е е з а д а н и е :
составить схему «Система образов в трагедии»; письменно или устно дать рассуждение на тему урока; письменно или устно рассказать об одном из героев трагедии, о его месте в системе образов. Можно свое понимание образа показать в схеме или на рисунке; тема реферата: сравнить перевод Б. Пастернака с другими переводами пьесы.
О деятельностном подходе в изучении трагедии Шекспира «Гамлет»