О каком наказании идет речь в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?
Ф. М. Достоевский — известный философ и мыслитель. Его произведения поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман «Преступление и наказание».
Но интересно, почему это произведение называется именно так? И о каком наказании хочет поведать читателям Достоевский? В центре романа «Преступление и наказание» находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, захваченного новыми общественными теориями. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления .
Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой же странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек живет не в комнате, а в «каморке», которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивает крайнюю нищету Раскольникова. Все это невероятно тяжело переносится героем, отличающимся гордым и свободолюбивым нравом. Главный герой романа — человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали «большинства». Но, отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Родион нуждается в своей вере, новой морали.
Поэтому в голове у Раскольникова и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. После этого новая идея, теория захватывает Раскольникова полностью, он становится буквально ее фанатиком. Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «сильных личностей». Первая группа — это большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, что идет вразрез с общественной моралью, ничего и никого не боится.
Именно эти люди являются двигателями прогресса, без них историческое развитие было бы невозможно. На этих людей не распространяется моральный закон. Они «имеют право» на все, даже на преступление. Страдания и беды отдельных людей не способны их остановить. Для подтверждения своей «болезненной» теории Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы.
Весь ужас содеянного Родионом заключается в том, что это убийство было совершенно только ради эксперимента. Раскольников — идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить». Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он «не тварь дрожащая». Достоевский сразу же начинает обличать, опровергать теорию Раскольникова.
Неожиданно сестра Алены Ивановны, кроткая и невинная Лизавета, оказывается свидетельницей преступления. И Родион вынужден убить и ее. Но Лизавета была еще и беременна, соответственно, герой убивает ее неродившегося ребенка. Так автор начинает наказывать Раскольникова. Если быть точнее, то стоит сказать, что сам герой начинает наказывать себя еще перед совершением преступления.
Его внутренняя сущность протестует против самой мысли насилия и убийства. Об этом нам говорит сон Раскольникова про лошадь. Герой ощущает себя ребенком, который становится свидетелем невероятно жестокого поступка — избиения загнанной лошади. Ее в тупой злобе хозяин забивает насмерть.
Раскольников очень жалеет бедную лошадь, пытается спасти ее, но не может. Тогда он бросается на ее убийц с кулаками. Этот сон очень многозначен.
Здесь явно виден протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Это говорит о тонкой, доброй душе героя. После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску.
Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее. В глубоком одиночестве герой начинает осознавать, что он натворил. После этого страшного преступления Раскольников уже никому не может сделать никакого блага. Украденные деньги не приносят никому добра.
Вся теория героя рушится на корню. Родион ни с кем не может видеться, разговаривать. Даже любимые мать и сестра становятся чужими Раскольникову. Единственный человек, с которым герой способен общаться, — это Соня Мармеладова.
Ведь она тоже своеобразная грешница — блудница. Но проблема в том, что Соня преступница только в рамках общественной морали. Внутри это цельная и светлая личность. Именно ей Раскольников признается в своем преступлении.
Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание — великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления. Безусловно, героя настигает и общественный суд.
Раскольников признается Порфирию Петровичу в совершенном преступлении, и героя ссылают на каторгу. Там Раскольников замыкается в себе. Но к концу романа появляется просветление в душе героя. Он просит Соню принести ему Библию. Слово «наказание» в названии романа несет очень глубокий смысл.
Это не столько уголовное наказание, сколько внутреннее. Само подсознание наказывает героя за содеянное им. Ведь он преступил не просто общественный закон, он решил переступить через себя, через свою сущность.
Но это, по убеждению Достоевского, невозможно. Также нельзя устроить счастье других на преступлении, убийстве, крови.
О каком наказании идет речь в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?