О «Маленькой трилогии» А. П. Чехова
В 1898 г. в печати появились три чеховских рассказа — «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви», объединенных не только общим авторским замыслом, но и сходной композицией . Уже само название первого произведения этого цикла знаменательно. Оно построено на явном противопоставлении, антитезе: человек и футляр. Беликов прячется от мира, максимально ограничивая свое пространство, предпочитая широкой и вольной жизни тесный и темный футляр, который становится символом обывательской косности, равнодушия, неподвижности.
В Беликове, учителе древнегреческого языка, есть что-то мертвенное, нечеловеческое. Лишь когда он уже лежал в гробу, «выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что, наконец, его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет». Однако смерть Беликова еще не означала победы над беликовщиной…
Брат Ивана Ивановича , «добрый, кроткий человек», осуществив мечту своей жизни и купив усадьбу, становится похожим на свинью . Его история дает основание рассказчику вступить в полемику с идеей одного из народных рассказов Л. Толстого: «Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку… Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».
Так художественный образ пространства становится одним из основных способов выражения авторской концепции. Узкому, замкнутому пространству противопоставляется невиданно широкий простор — весь земной шар, необходимый свободному человеку.
Заключает маленькую трилогию рассказ «О любви», в котором продолжается исследование проблемы «футлярности». Еще в «Крыжовнике» Иван. Иванович говорил: «…эти усадьбы — те же три аршина земли. Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе — это не жизнь, это эгоизм». Слова эти имеют прямое отношение к Алехину, который сам рассказывает о себе.
Жизнь, которую Алехин избрал для себя, — тот же футляр. Он, похожий более на профессора или художника, чем на помещика, почему-то считает необходимым жить в тесных маленьких комнатах , хотя в его распоряжении целый Дом. Даже мыться ему некогда, а говорить он привык только о крупе, сене и дегте…
Алехин боится перемен. Даже большая, настоящая любовь не в состоянии заставить его сломать устоявшиеся нормы, пойти на разрыв со сложившимися стереотипами. Так постепенно он сам обедняет, опустошает свою жизнь, становясь подобным — не в деталях, а по сути — героям «Человека в футляре» и «Крыжовника».
Расположение рассказов в «трилогии» было тщательно продумано Чеховым. Если в первом из них «футлярность» показана и разоблачена прямо и, так сказать, наглядно, то в последнем речь идет о скрытых и, быть может, еще более опасных формах бегства человека от действительности, жизни, любви, счастья…
О «Маленькой трилогии» А. П. Чехова