О мастерстве писателя
Повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Не без робости приступаю я к написанию этой статьи. Шутка ли! Проконсультировать учителей, как готовить своих учеников к сочинению о мастерстве русских писателей-классиков XIX и XX веков!
С еще большим смущением думаю я о тех наших выпускниках, которые 1 июня 2002 года возьмутся за эти предельно сложные и ответственные темы — пятую и шестую.
Если мы ограничимся на уроках подробным разбором того, в чем состоят особенности описания природы тем или иным автором, или же, консультируя наших учеников, по большей части будем говорить о мастерстве Тургенева, Чехова или Шолохова, проявляющемся в речевой характеристике или в портрете персонажа, не уподобимся ли мы, учителя, дамам города NN, о которых Н. В. Гоголь не без иронии писал в восьмой главе первого тома «Мертвых душ»: «Нужно заметить, что у некоторых дам есть маленькая слабость: если они заметят у себя что-нибудь особенно хорошее, лоб ли, рот ли, руки ли, то уже думают, что лучшая часть их лица так первая и бросится всем в глаза и все вдруг заговорят в один голос: «Посмотрите, посмотрите, какой у ней прекрасный греческий нос!» или: «Какой правильный, очаровательный лоб!» У которой же хороши плечи, та уверена заранее, что все молодые люди будут совершенно восхищены и то и дело станут повторять в то время, когда она будет проходить мимо: «Ах, какие чудесные у этой плечи», — а на лицо, волосы, нос, лоб даже не взглянут, если же взглянут, то как на что-то постороннее».
Так что же делать? Какой путь избрать при подготовке наших учеников к экзаменационной работе? Попробуем спокойно в этом разобраться.
1
Любое классическое произведение великих писателей XIX и XX веков стоит того, чтобы именно на его примере показать, насколько глубоко его содержание и совершенна форма. И » Обломов», и » Герой нашего времени», и «Мертвые души» могут дать представление о филигранном мастерстве их создателей в плане того, как героя характеризуют его речь, портрет, предметно-бытовая деталь, в чем особенности описания природы и так далее. Выбор литературных шедевров огромен.
Я же хочу понаблюдать вместе с вами над тем, как все вышеперечисленные и иные средства создания литературного произведения «работают» в изумительной повести Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» .
Критики многократно указывали на то, что «мотивы, характерные для «Гранатового браслета», постепенно «прорастали» в предшествующем творчестве Куприна. Прообраз не столько характера, сколько судьбы Желткова находим в рассказе «Первый встречный» «
Полагаю, что о любом замечательном создании наших великих писателей можно говорить бесконечно. Мастерство их, их высокое искусство сказываются во всем. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы на примере нескольких классических произведений показать, как название произведения, речь персонажа, его портрет, предметно-бытовая деталь, пейзаж, имя героя или язык жестов создают литературный шедевр, делают тот или иной образ выпуклым, объемным, зримым.
«Гранатовый браслет», повесть Александра Ивановича Куприна, — одно из таких удивительных созданий.
О мастерстве писателя