О развитии литературы Германии к концу 50-х годов
В ходе первоначального периода речь шла прежде всего о том, чтобы ликвидировать духовное наследие фашизма, чтобы расчистить путь для развития демократической и гуманистической литературы во всей Германии. Важнейшей и благороднейшей задачей литературы стало антифашистское воспитание личности путем разоблачения фашизма и империализма. Важнейшим делом литературы Германии вплоть до середины 50-х годов было объединение усилий всех немецких писателей-гуманистов в борьбе за то, чтобы не допустить империалистического раскола Германии и немецкой литературы. Основу для этого создавали антиимпериалистические мероприятия, которые проводились в тогдашней восточной зоне органами народной власти с помощью Советской военной администрации: национализация больших концернов, земельная реформа, отменившая крупную земельную собственность, реформа в системе народного образования, устранившая привилегии в этой области. Для литературы было особенно важным то обстоятельство, что из школ и университетов изгонялся дух национализма и милитаризма, и теперь там прочно завоевывали свое место гуманистические идеи классической и современной немецкой культуры. Эти антиимпериалистические преобразования уже несли в себе элементы социалистической революции, поэтому переход к следующей фазе исторического развития был сравнительно плавным.
Одновременно все более очевидными становились различия в общественной жизни и литературе советской оккупационной зоны и западных зон. В конце 1946 — начале 1947 года империализм развязал так называемую «холодную войну», после чего еще с большей силой проявились намерения империализма расколоть Германию. 7 октября 1949 года была основана Германская Демократическая Республика, и это послужило не только ответом на государственное закрепление реставрации старого общественного строя в западных зонах, но и революционным шагом, обеспечивающим демократическое развитие этой части Германии и содействующим историческому переходу от капитализма к социализму. Новые задачи встали и перед литературой. Социалистические преобразования в экономике, изменившие систему собственности и соответственно условия жизни для людей, потребовали создания новой литературы, разработки нового литературного метода.
Капиталистический и социалистический способы производства существовали рядом, порождая как старое, так и новое мировоззрение и мироощущение. Между буржуазной и социалистической идеологией происходили жестокие политические и идеологические схватки, в которых отражалась классовая борьба между капитализмом и социализмом на международной арене. После вовлечения Германии в систему империалистических блоков главною задачей для Германии стали упрочение социалистического пути развития и противостояние реваншистским амбициям западногерманского империализма. Это обстоятельство, а также значительные изменения в соотношении сил на мировой арене в пользу социализма, происшедшие к середине 50-х годов, явились важнейшими чертами, определившими характер нового этапа в развитии литературы. Борьба с буржуазной идеологией и ревизионизмом открыла широкие возможности для расцвета социалистической литературы Германии. Решающую роль в этом сыграла к концу 50-х годов победа социалистического уклада в экономике и его приоритет во всех остальных сферах жизни страны, что оказало свое воздействие на идеологию и культуру. Социалистическая национальная литература Германии сложилась благодаря активному участию в политической и идеологической борьбе, а также благодаря тому, что большинство писателей перешло на социалистические позиции.
Во втором периоде своего развития, начавшемся в 60-х годах, литература Германии уже складывалась на собственной социалистической основе. Проблемы, трудности, задачи, связанные с построением социалистического общества, оказывались в центре все более живого интереса. Напряженная динамика формирования социалистической личности, необходимость разглядеть, как зарождаются новые отношения между людьми, и помочь их становлению, растущие духовные запросы читательской аудитории предъявляли все более высокие требования к литературе, которой предстояло обогатить свою художественную палитру. Начавшаяся экономическая интеграция социалистических стран, успехи и промахи в борьбе с империализмом, послужившие темой для телевизионных и театральных постановок, прозаических и поэтических произведений, поднимали вопросы о современном содержании революционных помыслов и дел, о перспективах человечества и человеческой личности. Поскольку требования к литературе стали более высокими и сложными, то и сами писатели начали глубже осмыслять проблемы содержания и художественной формы, проблемы воздействия литературы на читателя.
60-е годы прошли под знаком поисков, экспериментов и преодоления ошибок в создании художественных произведений, призванных отразить движение общества по пути к развитому социализму. В этот период литература обнаруживала новые противоречия в действительности. Отбрасывались утилитарные взгляды на саму литературу и ее задачи. О себе заявляли писатели с самобытной творческой манерой. Но в это же время порой выдвигались и ошибочные положения, например высказывалось мнение о том, что в стране уже сложилась новая «социалистическая общность людей». Ряд серьезных литературных дискуссий, прошедших в 60-х годах, внесли решающий вклад в уточнение задач, стоявших перед литературой.
В начале 70-х годов, когда в большинстве стран социалистического содружества все зримее становились приметы развитого социализма, новых вершин достигла и национальная социалистическая литература Германии.
VIII съезд СЕПГ (1971) проанализировал новые тенденции общественного развития и всесторонне рассмотрел задачи, которые должны быть решены в ходе построения развитого социалистического общества 2. В качестве главной задачи для всей страны съезд определил подъем материального и культурного уровня жизни народа. Решение этой задачи подразумевало, в частности, и усиление внимания к вопросам культурной политики, которая способствовала бы художественному осмыслению и отображению всей полноты и многообразия жизни, а следовательно, давала бы писателям новый творческий импульс.
Смелое использование специфических художественных средств литературы, разнообразие тем, стилей, творческих манер привели к углублению ее идейного, исторического содержания, к росту эффективности литературы в деле духовного воспитания личности. Одновременно и читатель становился для писателя все более сведущим, компетентным партнером. Перед лицом новых требований в дискуссиях о значении партийности литературы, в идеологических и политических схватках современности большинство писателей проявили глубокое сознание своей ответственности в деле построения нового общества.
О развитии литературы Германии к концу 50-х годов