О руководстве внеклассным чтением
На протяжении всего курса учитель уделяет пристальное внимание руководству внеклассным чтением своих учеников. Начиная изучение каждой новой, темы, мы предлагаем список тех произведений, которые в доступной и занимательной форме расскажут ребятам об авторе книги, его современниках, об изображаемой им эпохе; произведений, в которых ставятся те же идейно-нравственные проблемы, но на другом жизненном материале или в иной жанровой форме.
При изучении произведения педагог стремится связывать вопросы, обсуждаемые па уроках, с тем, что молено извлечь из рекомендованного круга внеклассного чтения. Большие возможности представляет обращение к самостоятельно прочитанным детьми книгам при изучении произведений классической и советской литературы. Так, например, рассказывая о том или ином писателе, преподаватель вспоминает некоторые факты, почерпнутые из художественных произведений, посвященных жизни этих писателей .
Знакомясь с судьбой Владимира Дубровского, школьники могут вспомнить историю другого «благородного разбойника» — Робина Гуда; читая в классе «Дети подземелья», они сопоставляют судьбу Валека и Маруси с судьбой Рыжика — героя одноименного романа А. Свирского или с маленьким оборвышем из романа Гринвуда.
На заключительном уроке по теме, когда происходит обобщение всего накопленного при анализе материала, словесник получает возможность несколькими вопросами,- обращенными преимущественно к тем школьникам, которые не любят читать и имеют небогатый читательский опыт, проверить, что удалось им прочитать и как усвоено содержание прочитанного. Кроме этого, некоторые учителя практикуют своеобразные «отчеты» учащихся о самостоятельном чтении. Эти отчеты представляют собой или читательский дневник, или альбом собственных иллюстраций к прочитанному, или маленький каталог с карточками, содержащими библиографические данные и короткую аннотацию.
Особое значение в руководстве внеклассным чтением имеют специальные уроки внеклассного чтения, которые чаще всего следуют за изучением определенного раздела программы, но иногда и предшествуют изучению больших и сложных по содержанию произведений. На этих уроках происходит обсуждение прочитанного дома, главным образом того, что вызывает особый интерес, или того, что требует специального разъяснения со стороны учителя или более подготовленных учащихся. Чаще всего весь урок сосредоточивается вокруг какого-то одного, особо значительного произведения.
Вопросы, поднятые в нем, заставляют вспомнить и другие книги, где авторы касаются того же круга явлений. Размышляя о прочитанной всеми интересной книге, ребята получают новые читательские умения, новые читательские знания, помогающие им ориентироваться в мире книг, определять и укреплять свои личные читательские предпочтения.
Уроки внеклассного чтения, как правило, становятся основой всей внеклассной работы по литературе: подготовки диспутов, коллективного посещения театра и кино, устройства вечеров и утренников, выпуска литературных газет, стендов, альбомов, подготовки всевозможных конкурсов и викторин, «изданий» своих сочинений и первых творческих опытов. Очень важно организовать в каждом классе «актив книголюбов», которые готовят заранее коротенькие отзывы-аннотации на прочитанные книги из рекомендованного списка.
О руководстве внеклассным чтением