О силе и бессилии речевых стереотипов в комедии Н. В. Гоголя «Женитьба»
Cтатья П. В. Николаевой основана на известном наблюдении, что в мире Гоголя часто нарушаются привычные связи между предметами, людьми, обстоятельствами. «Даже если оставить в стороне фантастику «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и петербургских повестей, мы увидим, что в произведениях, которые в школьной практике считаются реалистическими, писатель с легкостью соединяет то, что в пределах обычной логики едва ли может сочетаться. Например, крыша суда в Миргороде остается некрашеной, потому что масло, приготовленное для покраски, во время великого поста съели канцелярские, приправив луком. Павел Иванович Чичиков надевает шинель из «медведя, крытого коричневым сукном», хотя на дворе лето. В богоугодных заведениях Артемия Филипповича Земляники больные «все как мухи выздоравливают», благодаря честности и порядку. Жених, за которого сделал предложение его друг, в последний момент, вместо того чтобы идти под венец, выпрыгивает в окно».
Автор ставит своей целью «выяснить, что же устремляет героя комедии «Женитьба» к венцу и что в конечном счете заставляет его отказаться от этого».
Прослеживая ход мыслей Подколесина, П. В. Николаева показывает, что его монолог в одном из последних явлений пьесы » разделен на две части продолжительной паузой. До паузы идут аргументы в пользу женитьбы, после паузы — против. Но различие между двумя частями не столько в содержании, сколько в происхождении занимающих Подколесина мыслей.
Первая часть монолога Подколесина — старательное, ученическое воспроизведение ранее слышанного. Но здание из советов, просьб, уговоров, убеждений и упреков, с таким трудом возведенное Кочкаревым и увенчанное согласием Подколесина жениться, мгновенно рушится, как только начинает звучать живое слово жертвы его красноречия. Риторические, книжные интонации сменяются взволнованными, непосредственными, идущими от души, в которых слышна паника.
Мы становимся свидетелями противоборства слова, усвоенного от других людей, содержащего в себе представление о должном и общепринятом, и слова своего, глубоко личного, отражающего смятение человеческой души. «Готовое» слово оказывается не всесильным. В итоге Подколесин освобождается от власти внушенного ему слова и принимает окончательное решение — бежать через окно».
О силе и бессилии речевых стереотипов в комедии Н. В. Гоголя «Женитьба»