• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > О соотношении комического и трагического в пьесе Гоголя «Ревизор»

 

О соотношении комического и трагического в пьесе Гоголя «Ревизор»

Обращает на себя внимание и такая особенность гоголевской утопии. Самое важное должно совершиться уже за пределами непосредственного восприятия «Ревизора». Обновляющие читателя или зрителя переживания и вся порождаемая ими духовная работа должны развернуться лишь тогда, когда чтение или спектакль уже останутся позади . Переписка Гоголя по поводу «Развязки «Ревизора»» тоже выносит проблему преображения аудитории за рамки ее прямого контакта с самим «Ревизором». Любопытен в этом отношении проект практической реализации изложенных в новой пьесе утопических идей.

Речь идет о новом отдельном издании и новом представлении «Ревизора», приуроченном к бенефису М. С. Щепкина. И нельзя не заметить, что Гоголь при этом ставит два обязательных, с его точки зрения, условия. Во-первых, » Ревизор» должен быть представлен в том виде, какой он приобрел после доработки в 1841-1842 годах, когда заметнее обозначилось присутствие в комедии утопического замысла.

Во-вторых, «Ревизор» должен быть поставлен только вместе с «Развязкой «Ревизора»» . На втором условии автор «Ревизора» настаивал особенно упорно. Натолкнувшись на сопротивление Щепкина и отчасти С. П. Шевырева, которого он тоже пытался привлечь к осуществлению своего проекта, Гоголь старается их переубедить и даже идет на уступки, перерабатывая новую пьесу.

Когда же становится ясно, что «Развязка «Ревизора»» в любом варианте неприемлема для его корреспондентов, он отказывается от своего проекта. Логика его позиции ясна: или его комедия будет заново обнародована вместе с дополняющей ее пьесой , или ее не следует печатать или ставить на театральной сцене. Выходит, что его утопический замысел представляется ему неосуществимым без объединения двух пьес в одно целое.

По-видимому, Гоголь подозревал, что «Ревизор» сам по себе не может создать эффект, нужный для достижения его цели, что в самой художественной природе его комедии кроется какое-то препятствие, мешающее превратить ее в силу, несущую «грозное очищение».

В поисках этого внутреннего препятствия нельзя пройти мимо двух очевидных закономерностей, прослеживаемых в сценической и творческой историях «Ревизора». Первая из них сводилась к следующему: в тех из постановок, в которых удавалось достигнуть потрясающего трагизма в звучании финала , пьеса переставала быть смешной

Судя по всему, Гоголь не ошибался. Оба смеховых начала совмещаются в «Ревизоре» нераздельно, причем совмещаются на всем протяжении действия. С одной стороны, все время соблюдается важнейший закон сатирической структуры: никто из персонажей не исправляется на протяжении действия, их исходные качества остаются теми же самыми, лишь раскрываясь все глубже и полней.

Но с другой стороны, здесь все время происходят комедийные метаморфозы, «расстроивающие», как сказал бы Галич, «действительные формы и отношения» изображенного мира.

Уже известие о предстоящем появлении ревизора нарушает рутинный Порядок в жизни гоголевского города. Улица тут же спутывается с метлой, футляр со шляпой, супружеское послание с трактирным счетом. Вещи и представления сдвинуты новой ситуацией со своих мест, в систему проникает хаос, и хаос этот порождает нечто вроде творческого брожения. Первичный толчок дан извне, но он пробуждает внутренние стихии «городской» жизни. В характерах действующих лиц усиливается и приобретает взрывчатый характер какая-то латентная одержимость или, вернее, множество разных одержимостей, напоминающих «задоры» героев «Мертвых душ».

Судья, не переставая, умничает, попечитель богоугодных заведений непрестанно гадит своим коллегам, почтмейстер, повинуясь порывам любопытства, то и дело вскрывает и навсегда оставляет у себя чужие письма и т. п. Подобная одержимость у каждого своя, но все они сближены способностью почти мгновенно достигнуть предельного напряжения и неудержимым напором излиться в слово, в действие, в эмоциональное возбуждение, захватывающее окружающих.

Здесь кроются источники иррациональной энергии, гротескно преображающей изображенный Гоголем мир. Эту энергию излучают прежде всего Бобчинский и Добчинский: они не просто возвещают о появлении всеми ожидаемого ревизора, но и буквально создают его из немногих оказавшихся в их распоряжении деталей. Желание первыми встретить ревизора и первыми возвестить о нем всем обретает едва ли не магическую силу.

Им нужен ревизор, и Хлестаков немедленно ревизором становится, пока еще только для них. Затем страстный порыв их передается другим действующим лицам.

Сила этой коллективной одержимости разжигает собственные амбиции и собственную энергию Хлестакова. В сцене вранья он и впрямь выглядит таким, каким окружающим людям нужно его видеть. А потом акт всеобщего совместного творчества создает новую реальность.

В сценах четвертого действия Хлестаков как бы становится ожидаемым всеми ревизором, полностью выполняя все его предполагаемые функции. А все остальные, словно заражаясь его легкостью, вовлекаются в его игру и уже осмеливаются на ранее немыслимые желания, просьбы, поступки, возносясь в безудержных мечтах к недосягаемым в реальности чинам, известности, роскоши, комфорту.

Еще позднее стремительный, почти водевильный темп действия дает возможность вплести в его динамику еще одну эксцентричную метаморфозу: садясь писать письмо своему приятелю Тряпичкину, Хлестаков мгновенно превращается в бойкого обличителя-фельетониста. А в сцене чтения этого письма, перехваченного почтмейстером, несколько чиновников, как в клоунаде, поочередно выступают своеобразными заместителями Хлестакова, повторяя и акцентируя отпущенные им хлесткие оценки и характеристики.

Известие о настоящем ревизоре и всеобщее «окаменение» оказываются еще одной метаморфозой. Конечно, это метаморфоза совсем иного рода, чем все предшествующие. Финал является чудом в точном смысле слова: это резкое нарушение уже обозначенных законов изображенного мира. И все-таки это еще одна метаморфоза, к тому же в известном смысле подготовленная. Подготовлена она хотя бы тем, что сознание читателя или зрителя уже приучено к самой возможности непрестанных превращений одного в другое.

Изображенный мир достаточно пластичен для того, чтобы в нем могло совершиться чудо. И вместе с тем он достаточно несостоятелен для того, чтобы в нем могла произойти катастрофа. Оба главных качества этого мира соединяются в потенциальной устремленности к инобытию.

Можно говорить о своеобразной интерференции сатирического обличения и собственно комедийной динамики. Растущее напряжение «ситуации ревизора» способствует беспощадному разоблачению общественной неправды: именно оно выявляет ее законы и «механизм». Но ведь оно же вносит в мир привычных форм жизни и сознания комедийную «веселую смуту» , превращая абсурд в творческий хаос, вызывая «дионисийское» брожение разбуженных стихий и стремительный поток разрушительно-созидательных превращений.

Обе функции не только совмещены, но и связаны: метаморфозы обнаруживают «одержимости» действующих лиц, «одержимости» порождают энергию метаморфоз.

Правда, нераздельность двух взаимодействующих структурно-смысловых начал создает противоречия, требующие разрешения. То, что веселая игра творческих сил жизни и сознания постоянно воплощается в превращениях, при всей их осязаемости — обманных, придает динамике действия явную амбивалентность. Она-то и требует исхода: метаморфозы, преображающие комедийный мир, увлекают воспринимающее их сознание, но не могут его удовлетворить.

В них есть что-то обольстительное и одновременно неистинное: чувство чудесного возбуждено, но и удержано постоянным ощущением того, что все превращения происходят «не взаправду». А сатирическое осмеяние — то самое, которое удерживает своей резкостью готовый воспарить в беспредельное комедийный восторг,- оно в свою очередь удержано тем, что не может проявиться в безусловной чистоте, тем, что осложняется веселым авантюризмом комедийного смеха, тем, наконец, что наслаждение, доставляемое комедийной игрой с изображенной реальностью, способно любое безобразие превратить в «перл создания». «Гоголь невольно примиряет смехом»,- писал об этом Герцен в книге «Былое и думы»



О соотношении комического и трагического в пьесе Гоголя «Ревизор»

Другие сочинения по теме:

  1. Образ города N в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» Гоголь написал пьесу «Ревизор» в ____ году. Идею ему подал А. С. Пушкин, который был принят за ревизора в Нижнем...
  2. Образ смотрителя училищ и почтмейстера в пьесе Гоголя «Ревизор» Больше всех боится ревизора Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ. Он сам об этом говорит: «Не приведи бог служить по ученой...
  3. Сущность драматического и комического в комедии «Ревизор» Чтобы осмыслить пьесу «Ревизор» как комедию, необходимо ясно представлять себе, что такое комическое и каковы средства изображения комического. Комическое —...
  4. «Стихотворения Маяковского все время на острие комического и трагического» Казалось бы, комическое и трагическое, сочетаясь в любом произведении, указывают на его противоречивость, на некоторую неясность мысли писателя или поэта....
  5. Сочинение: Образы чиновников в пьесе Гоголя «Ревизор» Представим небольшой уездный городок 30-х годов XIX века, который находится в центре России, но далеко от столицы: от него «хоть...
  6. Образ судьи Ляпкин-Тяпкин в пьесе Гоголя «Ревизор» О судье Аммосе Федоровиче Ляпкине-Тяпкине. Судебные должности в России были выборными: дворяне избирали уездных судей, а также заседателей на три...
  7. Город темной стороны в произведении Н. В. Гоголя «Ревизор» Некоторые современники Гоголя считали, что драматург — по цензурным соображениям — написал аллегорию, что под видом уездного города им изображена...
  8. Новаторство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Появление в 1836 году комедии «Ревизор» стало знаменательным событием в общественной жизни 19 века. Автор не только критиковал и высмеивал...
  9. Белинский о комедии Гоголя «Ревизор» В 1839 году в статье о «Горе от ума», осудив комедию Грибоедова «с художественной точки зрения» , Белинский восторженно приветствовал...
  10. Общечеловеческое значение характеров комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Замысел «Ревизора». Герои комедии. Отсутствие положительного героя. Типичность образов представителей крепостнической России. Городничий. Ляпкин-Тяпкин. Земляника. (Попечитель богоугодных заведений, доносчик и...
  11. Сочинение на тему: Почему пьеса Гоголя названа «Ревизор»? Отвечая на этот вопрос, нужно сказать, что хотя Хлестаков и не имеет никакого отношения к ревизору, но в течение всей...
  12. Обличающая роль смеха в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Главным героем комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» стал смех. Работу над своим произведением Гоголь начал в 1835 году. Чуть позже...
  13. Изображение чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» В комедии » Ревизор» Н. В. Гоголь собрал в одном произведения все несправедливости жизни, всю безнравственность для того чтобы посмеяться...
  14. Анализ комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», план Новаторство этого произведения Гоголя проявилось в целом ряде моментов. Это первая в русской литературе комедия, не имеющая положительного героя. Композиционно...
  15. Город в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» По выражению В. Я. Брюсова, в своем творчестве Н. В. Гоголь стремился к «вечному и бесконечному». Художественная мысль Н. В....
  16. Сочинение на тему: Значение развязки комедии Гоголя «Ревизор» Сам писатель считал, что единственным честным лицом в пьесе является смех. «Странно: мне жаль,- писал Гоголь в «Театральном разъезде»,- что...
  17. Вопросы и ответы к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Какова основная тема комедии «Ревизор»? Выполнил ли Гоголь поставленную перед собой задачу: «собрать в одну кучу все дурное в России…...
  18. Образ и характеристика Хлестакова в комедии Гоголя Ревизор Комедия Гоголя «Ревизор» была написана очень давно, но она актуальна до сих пор. И этому есть множество причин. Великолепный слог,...
  19. Издевательская сатира Гоголя в комедии «Ревизор В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, что я тогда знал, все несправедливости, какие делаются...
  20. Значение немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Комедия Гоголя «Ревизор» — произведение новаторское. Впервые в русской литературе была создана пьеса, в которой на первой место вышел общественный,...
« Сочинение по картине Сычкова Трудный переход
«Юбилейное» анализ стихотворения Маяковского »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения