«О свободе небывалой» анализ стихотворения Мандельштама
История создания
Стихотворение «О свободе небывалой» было написано в 1915 г. и включено в третье издание сборника «Камень» . С 1914 г. Мандельштам был увлечен философией Чаадаева, которого считал апостолом, несущим с востока на запад важную для Мандельштама идею свободы.
В статье «Петр Чаадаев» Мандельштам отмечал, что любая деятельность Чаадаева была похожа на служение или священнодействие. В личности Чаадаева слились нравственный и умственный элементы. Потребность ума была «величайшей нравственной необходимостью» Чаадаева.
Именно нравственная свобода, свобода выбора, «дар русской земли» стала подарком Чаадаеву за то, что он подчинил свою личность идее.
Литературное направление и жанр
Стихотворение «О свободе небывалой» принадлежит к литературному направлению акмеизма. В аллегорической форме диалога поэта с верностью Мандельштам воплощает философское учение Чаадаева, которое было созвучно идее самого Мандельштама. Для поэта 20 в. философ 19 в. был примером личности, сумевшей организоваться из сырого материала с помощью идеи в архитектурную форму, чтобы готической мыслью «возносить к небу свои стрельчатые башни».
Этот образ человека как собора созвучен поэзии акмеизма.
Жанр стихотворения — философская лирика. Форма интересна тем, что, хотя стихотворение являет философские взгляды Чаадаева, они проходят через призму восприятия лирического героя, чья личность в данном случае совершенно совпадает с личностью Мандельштама.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения — рассуждения о взаимосвязи свободы и постоянства.
Основная мысль: небывалую свободу получает только тот человек, кто подчиняет себя полностью определенной идее . Эта идея созвучна библейскому «познайте истину, и истина сделает вас свободными».
Стихотворение состоит из 4 строф. Оно представляет диалог лирического героя с верностью. В первых двух строчках лирический герой провозглашает свое жизненное кредо — небывалую свободу. Ему возражает верность .
Мысль, которую высказывает верность, понять трудно. Герой может подчиниться свободе, только полностью принадлежа верности.
В ответе героя нет противоречия. Он уточняет, что обручен свободе. А это совсем другие отношения: не отношения сыновней покорности, а отношения взаимной ответственности.
Вывод стихотворения заключен в последней строфе. В ней Мандельштам обращается к еще одной философской мысли Чаадаева. В расселении собственного русского народа на «возможно больших пространствах» Чаадаев видел идею русской истории, противоположной западной, заселяющей мир идеями, ценностями и образами.
Чаадаев, а вслед за ним Мандельштам, противились такому «пространственному» историческому пути, по которому пошла Россия, видели в нем тупик, движение к смерти.
Признавая себя частью исторического пути России, герой отмечает главное и положительное, что он дает — свободу. Именно поэтому прекрасное постоянство и верность уже не важны. Они и так присущи человеку, обретшему свободу.
Тропы и образы
Верность, с которой беседует лирический герой, в стихотворении описана с помощью олицетворений. Она плачет в ночи, доказывает свою точку зрения лирическому герою и возлагает на него свою корону. Корна здесь — символ подчинения верности и одновременно выделения, знака ее особого предпочтения.
Вспомним, что корона в истории — знак не только власти, но и ответственности, бремени. Такой же смысл коронования во время венчания.
Герою корона верности кажется легкой . Бремя свободы, которую обретают только коронованные верностью и постоянством, сточки зрения лирического героя, гораздо тяжелее.
Образ свободы, как и верности, тоже аллегорический. Глаголы подчинен и обручен по отношению к свободе не противопоставлены друг другу, но отражают разные степени взаимодействия со свободой лирического героя.
В стихотворении важна точность эпитетов: свобода небывалая, сладко думать , легкая корона, прекрасное постоянство. Все они относятся к абстрактным понятиям. Вообще все стихотворение говорит не просто о нематериальном, духовном мире, но о философских абстракциях, это интеллектуальный и одновременно нравственный спор.
Материальные образы свечи как приметы ночи и пространства — это пространственно-временные ориентиры в стихотворении.
Метафоры «брошенные в пространстве, обреченные умереть» раскрывают состояние русского человека и человека вообще в материальном мире, сметенного историческими событиями, если он не обретет свободу, подчинившись верности и постоянству.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано двустопным анапестом. Рифмовка перекрестная. Женская рифма традиционно чередуется с мужской.
Четкость и традиционность формы не отвлекает от абстрактно-логических идей стихотворения.
«О свободе небывалой» анализ стихотворения Мандельштама