О таланте
В своем тексте К. С. Станиславский затрагивает проблему зависимости проявления таланта от личностных качеств одаренного человека и от той среды, где он живет и развивается. Не всегда люди способны заметить и оценить не то что чужие таланты, но даже свои собственные. Возможность проявить свой дар зависит от «общей психологии человека и его условий». Далеко не всякая окружающая среда может стать благодатной почвой для раскрытия таланта. Реализация своих возможностей, по мнению автора, тесно связана «со свойствами самих носителей» таланта и с их жизненными условиями.
Некоторым способностям достаточно лишь «ничтожного случая» для того, чтобы раскрыться, а некоторые «глохнут навсегда», подавленные неудачно сложившимися обстоятельствами. Я согласна со Станиславским, поскольку считаю, что наиболее важную роль для проявления таланта играют такие важные факторы, как собственная сила воли человека и поддержка его начинаний со стороны окружающих. Когда оба этих фактора отсутствуют, способности вряд ли будут иметь возможность проявиться.
В литературе тему нераскрытых талантов отчасти затрагивали произведения о «лишних людях». По происхождению аристократы, имеющие и деньги, и блестящее образование, они просто не вписывались в современную им жизнь, не находили применения своим многочисленным талантам. Таким был Чацкий, герой комедии «Горе от ума», он видел глупость и жестокость общества, но самое большее, что мог сделать герой А. С. Грибоедова, — уколоть окружающих своим острым языком, поразить градом насмешек. «Лишний человек» Евгений Онегин просто маялся от скуки и безделья. А. С. Пушкин наделил своего героя «сердцем и умом», дал ему попробовать себя в различных занятиях, но ощущение бессмысленности любых начинаний отбило у него всякое желание вообще как либо развиваться. Но как пример реализованного таланта можно привести факты из биографии гениального ученого К. Гаусса.
Его успехи в науке столь велики, что еще при жизни ему присвоили титул «короля математиков». Однако в математику К. Гаусс вошел самоучкой. Сын водопроводчика из немецкого города Брауншвейг, он не располагал возможностью учиться в школе. Самостоятельно он проштудировал труды И. Ньютона, Ж. Лагранжа, Л. Эйлера.
А вскоре он уже обогнал свой век, продвинув науку своими открытиями на многие десятилетия вперед. Многие люди не находят в себе сил и мужества развиваться и проявлять себя в тех сферах, к которым чувствуют склонность. Некоторым не предоставляется полноценной возможности раскрыться. Но есть и те, кто позволяет своим талантам расцвести, кто идет к цели, несмотря на препятствия.
И только проявляя во всей полноте свою сущность, можно достойно прожить свою жизнь.
О таланте