Об одной из форм опроса на уроке литературы
Урок литературы — это, по сути, всегда урок-диалог. Но чтобы диалог состоялся, в нем заинтересованное участие должны принимать обе стороны; и учитель, конечно же, к разговору готов, а вот ученики… К сожалению, так много тех, кто решает, что готовиться к уроку вовсе не обязательно, ведь можно отмолчаться, понадеявшись на более ответственных и исполнительных или более речистых своих одноклассников.
Организовать контроль за подготовкой каждого и в то же время выстроить логику урока помогли мне карточки, созданные по рецептам из лекций И. В. Щербины «Конструирование заданий разных типов для урока литературы и домашней подготовки учащихся».
К уроку в 9-м классе «Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина» в качестве предварительной подготовки было предложено прочитать стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» , «Пророк» , «Арион» , «Поэт» , «Поэт и толпа» , «Поэту» , «Эхо» , а также ознакомиться с материалом статьи учебника В. Г. Маранцмана «Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии».
Урок начинается с десятиминутной самостоятельной работы по карточкам, в каждой из которых три задания. Прошу отвечать кратко и по существу и предупреждаю, что правильное выполнение всех трех заданий гарантирует получение «5», двух — «4», одного задания — «3».
Вариант I
1. В 1824 году А. С. Пушкин написал свой поэтический манифест. Им стало стихотворение, построенное на диалоге. Кто участники этого разговора и какие позиции они отстаивают?
2. В стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» половина строк начинается с союза «и». Как называется такой художественный прием и в чем особенность его использования в этом лирическом произведении?
3. В статье «Прогулки с Пушкиным» Абрам Терц писал: «___________ продлевает и восстанавливает промчавшееся. _________ ставит в воздухе памятник летящему звуку». Слово, пропущенное в этом высказывании, является названием одного из стихотворений А. С. Пушкина, построенного на сопоставлении.
Восстановите это слово-название и объясните, в чем художественный смысл сопоставления в этом стихотворении, какие особенности пушкинской лирики эта параллель позволяет лучше понять?
Вариант II
1. Назовите стихотворение А. С. Пушкина, в основе которого лежит античная легенда. Какие изменения в изложение древнегреческого мифа внес А. С. Пушкин? Как эти отступления от сюжета меняют смысл произведения?
2. Восстановите эпитеты, пропущенные в финальных строках стихотворения А. С. Пушкина.
Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы, К ногам народного кумира Не клонит _____________ головы; Бежит он, ____________ и ____________, И звуков и смятенья полн, На берега _________________ волн, В ________________________ дубровы.
Какова роль этих эпитетов в художественной ткани стихотворения, как они проясняют смысл этого лирического произведения?
3. Известны такие высказывания А. С. Пушкина, обращенные к разным адресатам и по разным поводам: «Цель поэзии — поэзия…»; «Поэзия выше нравственности — или по крайней мере совсем иное дело»; «Цель художества есть Идеал, а не Нравоучение «. Назовите стихотворение, содержание которого созвучно этим высказываниям. В чем суть полемики, отраженной в этом стихотворении, что отстаивает каждая из противоборствующих сторон?
Вариант III
1. Сонет — это развивающее какой-то мотив стихотворение, состоящее из четырнадцати строк: двух катренов и двух терцетов со строго определенной системой рифмовки. Это интеллектуальный жанр лирики, где каждая строфа — шаг в развитии единой мысли: тезис — развитие темы — антитезис — вывод. Назовите стихотворение А. с. Пушкина, созданное в жанре сонета.
Какой ответ на вопрос о смысле творчества дан в этом лирическом произведении?
2. Назовите стихотворение А. С. Пушкина, в котором встречаются такие слова и формы слов: «персты», «зеницы», «уста», «десница», «глас», «празднословный», «влачился», «отверзлись», «виждь». Как называются такие слова и какова их роль в этом лирическом произведении?
3. Вторая часть стихотворения «Поэт» начитается с любимого пушкинского союза «но». Сопоставьте две части стихотворения. Какой художественный прием положен в основу композиции стихотворения и с какой целью этот прием использует автор?
Вариант IV
1. Назовите стихотворение А. С. Пушкина, в основу которого положен сюжет из Священного Писания. В чем различие между библейской легендой и пушкинским стихотворением, какие превращения в них происходят? Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения?
2. Сравните два варианта строки из стихотворения А. с. Пушкина «Арион»: «Гимн избавления пою» и «Гимны прежние пою» . Какая из них и почему вошла в канонический текст стихотворения?
3. В стихотворении «Поэту» есть строки: «Ты сам свой высший суд; // Всех строже оценить умеешь ты свой труд. // Ты им доволен ли, ___________________ Художник?»
Какова роль этих строк в композиции стихотворения? Это а) зачин; б) развитие темы; в) кульминация; г) вывод? Выберите нужное и аргументируйте свой выбор. К слову Художник возможен целый ряд определений: а) Увенчанный, Б) разборчивый, В) взыскательный, Г) божественный.
Какое из них и почему выбрал А. С. Пушкин?
И вот листочки с ответами сданы, настало время обсуждения. Внимание и активность учеников на уроке обеспечены — каждый уже включился в тему, даже не зная, может быть, ответа, задумался на вопросами. И это очень помогает выстроить разговор, который после общего вступления о важности этой темы в творчестве А. С. Пушкина и воспоминаний о ранних лицейских опытах начнется с вопроса о поэтическом манифесте — стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Задания IV-1, III-2, I-2 дадут возможность при обсуждении увидеть гармонию формы и содержания в стихотворении «Пророк». Вопросы к стихотворению «Арион» подтолкнут к размышлениям над «зашифрованным» в нем посланием.
О роли композиции и значении изобразительных средств в создании образа поэта позволят судить задания к стихотворению «Поэт» . Значимый аспект темы о взаимоотношениях поэта с «непосвященными», о праве отстаивания им собственной позиции, о трагедии непонимания рассмотрим, обратившись к стихотворениям «Поэту» ; «поэт и толпа» ; «Эхо» . За оживленным обменом мнениями время проносится незаметно — диалог состоялся.
Удовлетворенными оказываются все, даже те, кто в начале урока сдал пустой листок: ведь теперь они знают ответы на казавшиеся неразрешимыми вопросы.
Об одной из форм опроса на уроке литературы