Объединение реального и фантастического в повести «Конотопская ведьма»
Григорий Федорович Квитка-Основьяненко — зачинатель новой украинской прозы. Писатель одним из первых в Украине начал писать на народном языке не только о смешном, а и о серьезном. Это было актом исторического значения, который довел зрелость и художественное совершенство украинского языка. Квитка-Основьяненко пришел в украинскую литературу во время ее национального возрождения. Произведения писателя никого не оставляли равнодушным.
Простых людей эти произведения захватывали до слез, так как повествовали об их жизни, рассказанных и вдобавок правдиво, с сочувствием. Художник совершенно знал украинский быт, фольклор, народную демонологию и органически использовал этот материал в своих торах. Один из них — «Конотопская ведьма» — повесть, в которой реальное и фантастическое соеденены автором в целостную картину.
События Разворачиваются в городке Конотопе, власть которого представляет сотник Никита Власович Забреха, который «более тридцати счета не знал, а казака ни одного в лицо не знал и понятия не имел, кто из них Демко, а кто Процько».
Советчиком сотника есть Прокоп Григорьевич Пистряк, «суть сотенный конотопский писарь», мужчина хитрый и корыстный. Их старшинствование отмечалось полным произволом.
Реальную власть имел писарь, без его неважного знания грамоты господин сотник чувствовал себя беспомощным. Яркими картинами возникает перед читателем жизни Конотопа, отношения между его жителями. Мысли сотника заняты сватаньям к Елене, так как она «девка здоровая, молодая, дородная…
Свой хутор. Лесок, мельничка». А «искренний приятель господина сотника» писарь обидевшись на Забрьоху из-за случая с Хворостиной, планирует сместить его с должности и подговаривает не выполнять приказ полковника. Фантастические события начались с того, что сотник, вместо выполнения приказа начальства и вести козаков в Чернигов, по какому-то чуду принялся спасать мир от засухи.
За народными представлениями, послужить причиной засухи могло ведьмино колдовство. Начались поиски виновницы. Список подозреваемых составил Григорьевич, выбирая неугодных.
Перетопив немало девушек, выявили ведьму, старую Евдокию Зубиху. Ведьма обрисована довольно детально, соответственно народным представлениям: «как в день, то и старая, а как солнце заходит, так и молодеет», ходит ночью «доит по селу коров, овечек, коз, собак, кошек, а по болотам жаб, ящериц, гадюк». Эти фантастические описания вплетаются в реальный сюжет событий, и в отношении к ним оказывается скудоумие сотника и корысть писаря.
Забреха и Пистряк с блеском выполнили задачи: спасли край от засухи, отлупили старую Евдокию розгами. Ведьма пообещала возвращенные дождевые тучи; но затаила зло на «господского Забреху» за прилюдный позор. Неизвестно чем быстрее вызванные дальнейшие события — шашнями ведьмы или фантастической недалекостью Забрехи с Пистряком.
Они, каждый отдельно, решили — раз в селе есть ведьма, почему бы не использовать это в своих целях. Писарь, оскорбленный случаем при подсчете казаков, хотел занять место своего сотника, а Забреха мечтал о Елене.
Богатая на россказни, ведьма получила замечательную возможность отомстить, поскольку и сотник, и писарь готовы были выполнить любые ее приказ. Евдокия согласилась им помочь. Ватько-сотник на радости воскликнул: «Им велели Конотоп сжечь, так вместе с четырех концов и зажгу…».
Конотоп испытывал удивление непонятному поведению своего сотника, и его с писарем наконец за дурачество и «полеты на юг» сняли с должностей. А Зубиха, приведя чары на Забреху, поженила его не с Еленой, а с лысой, кривой на глаз, кособокой и чесоточной Солохой.
С помощью ведьминых чар Евдокии герои проявили свою настоящую сущность. Они показали, что готовы использовать любые средства для достижения своей цели. И ведьмино колдовство не может помочь в решении реальных жизненных проблем, если человек неспособен помочь им сама Елена, которая тоже обратилась к ведьме, вступила в брак со своим избранником господином Халявским, но «хотя и приняли брак, и как не через божью волю, а через Евдокию, через ее репейники, и косточки сушенной жабы, так оно все и пало прахом».
В повести много фантастического, с чарами и оборотнями, с любовным гаданием и летанием на метлах. Тем не менее среди сказочных событий не теряются реальные проблемы человеческой жизни, сложность человеческих отношений
Квитка-Основьяненко использовал фольклорный и мифологический материал для более яркого выявления ограниченности и слабости «власть имущих», их карьеризма и жадности.
Для потомков Г. Ф. Квитка-Основьяненко оставил в наследство большое сокровище — бурлескно-реалистическую, сатирическую повесть «Конотопская ведьма»
Объединение реального и фантастического в повести «Конотопская ведьма»