Обломов это есть «обломовщина»
В 1859 году вышел роман И. А. Гончарова «Обломов», справедливо считающийся вершиной творчества писателя. Почему же именно этот роман является пиком творчества Гончарова? Может быть, отчасти это связано с тем временем, в которое появился «Обломов». Ведь именно Гончаров с потрясающей убедительностью показал, явил нам условия, присущие тому времени и приведшие его героя к духовному краху. Отчего же все-таки Обломов незаметно для себя приобрел те черты характера, которые одинаково присущи всем теперешним и тогдашним обломовцам?
Уже в детстве в нем зародились или, вернее, ему просто-напросто привили черты и задатки, получившие в дальнейшем название обломовщины. Мы видим, как в резвом и живом мальчике Илюше постепенно подавлялись любые попытки деятельности. Жизнь, с ее медленным неторопливым течением, мирной спокойной обстановкой, вся такая вялая, обволакивающая, наложила глубокий след на восприятие ребенком всего вокруг, на его еще не сформировавшуюся душу. С детских лет он был окружен лаской и заботой матери, здесь, в семье, мгновенно выполнялись все его малейшие прихоти. Но, как бы в противовес всем этим удовольствиям, он не смел даже шагу шагнуть без няньки, не мог вкусить полнокровной живой жизни, никогда не имел ни своего мнения, ни каких-либо обязанностей. Он привык, что все сделают за него, ибо его удел — сонная праздная жизнь дворянина-помещика.
Мы видим, что Обломов с раннего детства был погружен в сонное существование. Он уже привык и не хотел отлучать себя от этого образа жизни, не хотел думать, что настанет время, когда ему самому нужно будет заботиться о себе и своем хозяйстве. Обломов вырос не способным ни к какому ТРУДУ. В нем развилась разве лишь почти болезненная мечтательность. Он воображал себя то непобедимым полководцем, то мыслителем, то великим художником. Постепенно умирали в Обломове духовные потребности, становились бесплодными гуманные порывы, обращались в дремотное бормотание здравые суждения. С каждым днем ему все меньше хотелось вставать, что-то делать. С каким трудом его уговаривали написать письмо!
Невеста Обломова — Ольга Ильинская в тоске спрашивала: «Что сгубило тебя, Илья? Нет имени этому злу…» И сам же Обломов подсказал ей ответ. «Есть, — сказал он чуть слышно, — обломовщина!»
Обломов в глубине души понимает бесполезность своего существования и нередко задает себе вопрос: «Почему я такой?» Но потом все опять возвращается на круги своя. Он всякий раз обязательно находит себе оправдание, объясняет причину своего бездействия. Несмотря на это, Илья Ильич в душе очень добрый, открытый человек, далеко не глупый, не жадный и, как потом выяснилось, способный на большую бескорыстную любовь. Но вся беда в том, что обломовщина его сгубила. Илья Ильич страдает оттого, что не видит цели в жизни и не находит приложения своим силам. Более того — он постоянно испытывает скуку и чувствует отвращение ко всякого рода деятельности. Обломов живет по принципу: «А хорошо бы, если бы это само собой как-нибудь незаметно сделалось». Он настолько привык лежать на диване в своем мягком халате, который, «как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела», что настоящим благополучием считал «не иначе как… покой и бездействие». Даже чтение считал тягостным трудом, «таким делом, без которого легко и обойтись «.
Обломов гибнет из-за неприспособленности, неумения противостоять пошлости жизни, — гибнет от всего того, что после появления романа стало именоваться словом «обломовщина». Сам Гончаров подчеркнул в романе, что «обломовщина» сложилась и выросла на почве крепостнических отношений, на почве владения «тремястами Захарами». Мы видим, что в романе обнажается сложная связь рабства и барства. Получается, что «Обломов раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого», — пишет Добролюбов. «По крайней мере, чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится…» Оба они, господин и слуга, — дети Обломовки, показывающие на своем личном примере, как под влиянием обломовщины распадается личность, разрушается сущность человеческой натуры.
И в наши дни мы очень часто встречаем таких вот Обломовых, мы окружены этой обломовщиной, которая, на первый взгляд, может быть не так заметна. «Нет, Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы — наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к нашим услугам», — заключает Добролюбов. «В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово».
Обломов это есть «обломовщина»