Обобщающая работа над отрывком из произведения А. П. Гайдара «Чук и Гек»
План.
Знакомство с героями рассказа.
Письмо от папы.
Сборы в дорогу.
Телеграмма.
Ссора между братьями и ее последствия.
Сговор братьев.
2. Выборочный пересказ по плану
(На данном уроке учащиеся знакомятся с новым видом пересказа: выборочным. Учитель предлагает рассказать на выбор ту или иную часть из плана.)
3. Обобщающая работа над отрывком из произведения А. П. Гайдара «Чук и Гек»
Учитель. Сегодня мы заканчиваем работу над отрывком из произведения Гайдара «Чук и Гек». В учебнике напечатана только часть рассказа, но отрывок назван так же, как и весь рассказ.
А может быть, вы захотите озаглавить этот текст подругому? Как?
(Некоторые ребята считают, что этому отрывку нужно другое название, например:
«Братья»;
«Драчуны»;
«Телеграмма»
И т. д.
Но большинство учащихся пришли к выводу, что всетаки лучшим является прежнее заглавие: «Чук и Гек», т. к. именно оно отражает главную тему, рассказывает о жизни двух маленьких мальчиков, об их радостях и огорчениях, а также о том, что происходило с этими героями.)
Учитель. Скажите, ребята, для чего Гайдар написал это произведение?
Дети. — Чтобы на примере двух мальчиков показать, что такое хорошо и что такое плохо.
И чтобы показать, к чему могут привести шалости и необдуманные поступки.
Чтобы читатель задумался, какими должны быть взаимоотношения между родными братьями в семье.
Чтобы старшие заботились о младших.
Чтобы жили дружно, а не дрались между собой и не ссорились.
Любили маму, заботились о ней, а не огорчали ее ссорами и драками.
— Были честными и говорили только правду, какой бы
Она ни была горькой и неприятной.
Учитель. Вот видите, сколько полезного можно найти в этом произведении. Именно эти мысли вложил автор в образы мальчиков и хотел, чтобы читатель оценил их поведение и поступки и сам сделал для себя вывод.
А теперь скажите: это произведение — поэзия или проза? Почему?
Дети. — Это проза: здесь в тексте нет ни ритма, ни рифмы.
— В этом тексте рассказывается больше о событиях и о
Героях, а не об их чувствах.
Учитель. Так как вы захотели узнать, как будут развиваться дальнейшие события, мы с вами решили провести еще один урок, посвященный этому произведению, урок внеклассного чтения, после того как вы прочитаете текст полностью.
Но чтобы вам было легче читать это произведение и работать над ним, я приготовила для вас карточки с заданиями.
Обобщающая работа над отрывком из произведения А. П. Гайдара «Чук и Гек»