Обожествление природы у древних славян
Обожествление природы. Древнерусский автор писал о язычниках: «Они все богом называли: солнце и месяц, землю и воду, зверей и тварей». Действительно, для славян священное значение имели сам огонь («сварожич»), вода, земля («мать сыра земля»), воздух. Поклонялись они и священным деревьям (дубу, березе), камням и источникам. Сверхъестественными свойствами наделялись также животные: медведь, конь, волк, змея.
Огонь
Огонь почитался как одна из грозных сил природы, несущая одновременно добро и зло. Разжигая в печи огонь, хозяйка произносила особый заговор: «Встань царь-огонь! Царю-огню не иметь воли в моем доме, а иметь волю в одной вольной печи…» Пламя воспринималось как живое существо, требующее «еды» и «питья», а также бережного и уважительного отношения. Об этом говорится в народной сказке.
Зажглись на чужом дворе два огня и стали разговаривать:
— Ох, брат, погуляю я на той неделе! — говорит один.
— А разве тебе плохо? — спрашивает другой.
— Чего хорошего: печь затапливают — ругаются, вечерние огни затепливают — опять бранятся…
— Ну, гуляй, если надумал, только нашего колеса на вашем дворе не трогай. Мои хозяева хорошие: зажгут с молитвой и погасят с молитвой.
Языческие символы на славянских колтах и диадемах
Не прошло и недели, как двор у плохих хозяев сгорел, а чужое колесо, которое валялось на том дворе, осталось целым.
Священный огонь славяне получали древним способом — с помощью трения одного сухого бревна о другое. Этот огонь наделялся особой очистительной силой. От него зажигали печи и лучины во всем селе. Разрушительной силой обладал огонь, возникший от удара молнии. Считалось, что его погасить водой невозможно. Его боялись и никогда не вносили в дом.
Мать сыра земля.
Чудесная способность земли каждый год покрываться растительностью, рождать хлеб и другие плоды, кормить людей и животных превращала ее в символ плодородия и материнства. В глазах язычника она была всеобщей матерью: Гой, земля еси сырая, Земля матерая, Матерь нам еси родная! Всех еси нас породила, Вспоила и вскормила И угодьем наделила; Ради нас, своих детей, Зелий еси народила…
Мать-земля требует к себе почтительного уважения. Весной, после посева, ее запрещалось копать и трогать до времени, запрещалось даже ходить по ней босиком. Считалось, что тот, кто бранится и ругается, обижает землю. Землей клялись на Руси. Отправляясь в далекий путь, брали с собой горсть родной земли.
У славян, как и у многих других народов Европы и Азии, существовало представление, что небо и земля — муж и жена. Земля, напоенная дождем, приносит урожай и питает все живое.
Вода.
Вода была любимой природной стихией славян. Византийский автор писал, что славяне «почитают…реки и нимф». У рек и водных источников они селились, устраивали свои святилища. У воды происходили игрища и гадания. Все славяне — и западные, и восточные, и южные — почитали воду во всех видах — в реках и озерах, в дожде и в колодце. Вода, также как земля и огонь, требовала уважительного отношения и жертвоприношений. Язычники понимали связь земных и небесных вод. Поэтому с заклинаниями о дожде обращались к земным источникам. Чтобы пошел плодородный дождь, они расчищали ключи и колодцы, углубляли русло реки. Для вызывания дождя в колодец бросали зерно, а чтобы дождь был крупным, бросали горох.
Обожествление природы у древних славян