ОБРАЩЕНИЕ, ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ В ЯЗЫКЕ
Целью первого урока по данной теме является повторение изученного в 5 классе, развитие умений находить обращения в предложении, совершенствование навыков постановки знаков препинания в предложениях с обращениями. Упражнение 220 дает возможность учащимся не только вспомнить, что такое обращение, но и отметить его стилистические особенности. Предложения из упражнения помогут прийти к выводу о назначении обращения в языке — установление контакта с собеседником. После чтения текста § 26 учащимся предлагается выполнить упражнение 221. Задание к этому упражнению позволяет организовать работу по составлению диалогов с использованием обращений. Во время прослушивания диалогов учителю следует обратить внимание на интонацию в предложениях с обращением. При выполнении упражнения 222 можно предложить дополнительные задания: 1.
Сделайте синтаксический разбор третьего предложения. 2. Вспомните поэтические произведения, в которых встречаются обращения (записать два-три отрывка). 3. Составьте свои предложения с обращениями-олицетворениями. Проверяя это задание, можно организовать соревнование «Кто лучше?
» и вместе с учащимися выбрать лучшее предложение с обращением-олицетворением. На этом уроке целесообразно акцентировать внимание учащихся на том, что личные местоимения ты и вы, как правило, не являются обращениями, а выступают в роли подлежащего.
С точки зрения литературного языка недопустимо использование этих местоимений и междометий (эй, э и т. п.) в роли обращений. Обращениями эти слова являются только тогда, когда заменяют собой название лица, к которому обращена речь.
1. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните подлежащие, найдите обращения.
Какую функцию выполняют обращения в предложениях? 1.
О первый ландыш из-под снега ты просишь солнечных лучей (А. Фет). 2. Спасибо моя родная земля спасибо мой отчий дом за все что от жизни знаю я что в сердце ношу своем (А. Твардовский). 3. Степи привольные горы крутые воды глубоких морей и озер все ты вместила родная Россия в свой необъятный бескрайний простор (М.
Исаковский). 4. Прекрасны вы поля земли родной (М. Лермонтов). 5.
Как я любил Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы (М. Лермонтов). 6.
И в самом обычном наряде мила ты Отчизна до слез (Л. Татьяничева). 7. Услышь меня хорошая услышь меня красивая (М. Исаковский). 2. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали об Ращениями.
1. Чудесная украинская песня всегда звучит на праздниках. 2. Солнце ласковое согревает весенние всходы.
3. Леса шумят зелеными кронами деревьев. 4.
Ребята готовятся к соревнованиям. 3. Запишите отрывки из басен И.
Крылова. Подчеркните обра Щения; объясните, какие чувства передает автор, используя Обращения. Определите место обращения. 1. «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?
» — Лисицу спрашивал Сурок. «Ох, мой голубик — куманек!
Терплю напраслину и выслана за взятки». 2. Осел увидел соловья И говорит ему: «Послушай-ка, Дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище…»
ОБРАЩЕНИЕ, ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ В ЯЗЫКЕ