• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I»

 

Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I»

Значительное место в творчестве Алексея Толстого занимает исторический роман «Петр I». В нем, как ни в каком другом произведении писателя, воплощены раздумья о прошлом и настоящем России. Заслуга писателя в том, что он показал движение исторического процесса, борьбу старого и нового порядков.

Личность Петра показана на широком историческом фоне, воспроизводящем многие реалии той эпохи. Роман Толстого во многом достоверен. Он не только о Петре.

Здесь рассказывается о времени, о народе. Одной из главных художественных задач писателя было показать творческий гений русского народа, его выдающуюся роль в преобразованиях начала 18 века. Петр — лишь одно из проявлений этого гения.

Талантливо вплетены Толстым в ткань романа фигуры простых людей. Не уступают им в выразительности и яркости образы «птенцов гнезда Петрова» — Ромодановского, Бровкина, Головкина, Нарышкина, Лефорта и других. Особая удача писателя — фигура Александра Меньшикова. Бывший торговец пирожками благодаря своему уму, энергии, удачливости становится одним из первых лиц в государстве.

Его внешность, манера вести себя в минуты взлетов и падений выписаны особенно колоритно. Отец Александра был конюхом в царской конюшне. Бил сына по два-три раза в день так, что «… на заднице одни кости остались…».

Поэтому Александр сбежал от родителя вместе с Алешей Бровкиным. Ребята устроились помогать торговцу пирогами Федьке Зайцу. Александр все делал в доме, в руках у него все горело, свою работу он разбавлял постоянными шуточками. Предприимчивость Александра позволила мальчикам не умереть с голоду. Этот герой еще подросток, но уже вызывает наше уважение уверенностью в своих силах, решительностью, самостоятельностью, оптимизмом.

Ничто его не смущает. На Яузе Александр смело вступает в разговор с Петром, показывает ему фокус. Скоро сам напрашивается на службу к Лефорту, заново знакомится с Петром, и тот делает его постельничим. Александр угадывал мысли Петра, был всегда веселым, потешал царя до слез.

Но, в то же время, Александр давал дельные советы оказавшимся в затруднении генералам и Петру, не упускал случая подзаработать. Однажды Лефорт похвалил Александра: «Мальчишка пойдет далеко, предан, как пес, умен, как бес». Со временем Петр произвел Александра в денщики. Не забывал Меньшиков и об Алеше Бровкине, которого с его помощью определили барабанщиком. Когда Василий Волков упрашивал Меньшикова пощадить его, тот приказал боярину дать деньги и Алешке.

Меньшиков все время рядом с Петром. После свадьбы государь только несколько ночей спал с женой. Потом он приказал стлать постель в дворцовой пристройке: себе — на лавке, Александру — на полу.

В доме Лефорта Гамильтон так отозвался о Меньшикове: «Царский любимец, недавно из денщиков пожалован офицерским званием, очень нужный…». Теперь Меньшиков одет достойно: синий кафтан с красными отворотами и медными пуговицами, огромные серебряные шпоры, парик, в галуне — алмазная булавка. Перед свадьбой Александр предупреждает Петра, чтобы тот пил только из чаши, которую даст ему Александр. Меньшиков боялся, что государя могут отравить. В военных сражениях Меньшиков проявлял личную храбрость, сам ходил в атаки со шпагой.

Именно Меньшиков объяснил Петру и генералам под Азовом, что турецкие ятаганы удобнее шпаг, что нужно проламывать стены, что нашим солдатам нужны ручные бомбы и казачьи шапки. На это генерал Гордон сказал: «Молодой человек очень хорошо нам объяснил…». Верность Петру Меньшиков доказал и при казни стрельцов. Он хвастался тем, что в этот день отрубил тридцать голов.

После смерти Лефорта Меньшиков сразу был пожалован в генерал-майоры и в губернаторы. Петр признался: «Было у меня две руки, осталась одна, хоть и вороватая, да верная». Александр Данилович выполняет любые поручения Петра. Ездит по именитым купцам и просит у них деньги на строительство флота. Строит Петербург, воюет.

Изредка Петр даже колотит его за воровство, но любовь государя к своей «правой руке» была неизменной. Великий талант Меньшикова ярко проявился, например, под Нарвой. Меньшиков предложил переодеть русских солдат в шведскую форму. Это помогло уничтожить треть шведского гарнизона Нарвы.

Карьера Меньшикова в полной мере иллюстрирует принцип Петра — «отныне знатность по годности считать». По своему эпическому размаху, реалистически-правдивому изображению эпохи, показу основных черт русского национального характера, отменному художественному мастерству роман «Петр I» был и остается одним из самых читаемых произведений в нашей стране. Он по праву вошел в число лучших исторических романов 20 века.



Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I»

Другие сочинения по теме:

  1. Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Роман «Петр I» занимает особо значительное место в творчестве А. Н. Толстого. На этом произведении лежит печать большого, зрелого художественного...
  2. Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» А. Н. Толстой начал работу над художественным освоением материала об эпохе Петра I еще в годы революции, когда были написаны...
  3. Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» А. Н. Толстой работал над увлекавшей его темой эпохи Петра I более двух десятилетий. Задолго до создания романа «Петр I»...
  4. Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого «Петр I» Проблема взаимоотношений народа и государства — это вечная проблема России. Конечно же, выдающийся писатель А. Н. Толстой не мог обойти...
  5. Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» А. Н. Толстой начинает работу над романом в 1929 году. Причиной, побудившей писателя к созданию произведения, было, по-видимому, ощущение созвучности...
  6. Народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Многие историки и литераторы сводили историю к деятельности выдающихся личностей, игнорируя роль народа. Произведение Алексея Николаевича Толстого — это не...
  7. Русский характер и изображении А. Н. Толстого («Петр I», «День Петра», «На дыбе») В 1930 г., подводя творческие итоги первого десятилетия советской литературы, М. Горький специально указывал на ее успехи в историческом жанре....
  8. Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» Фигура Петра I и переломный характер его времени всегда интересовали русских писателей. Петровская тема нашла отражение в произведениях А. Д....
  9. «Петр Первый» А. Н. Толстого — исторический роман Эпоха Петра I давно привлекала А. Толстого своей прямой перекличкой с эпохой революционных преобразований послеоктябрьской России. «Чтобы понять тайну русского...
  10. Образ Петра I в одноименном Романе А. Н. Толстого Образ Петра I поражает своей силой. Она чувствуется, во всем: в росте, в физической мощи, в размахе чувств, в работе...
  11. «Петр I» А. Н. Толстого — исторический роман Роман А. Н. Толстого для меня, человека, интересующегося историей России, имеет особую ценность. В романе мы находим описание эпохи, описание...
  12. Краткое содержание романа Толстого «Петр Первый» К концу XVII в. после смерти государя Федора Алексеевича в России начинается борьба за власть. Бунтуют стрельцы, подстрекаемые царевной Софьей...
  13. Народ и личность в романе «Петр Первый» Проблема соотношения роли личности и роли народа в историческом процессе занимала многих русских писателей. О роли личности в истории писал...
  14. Царь Петр I в изображении А. Н. Толстого …Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро — А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренна...
  15. Краткое содержание романа «Петр Первый» А. Н. Толстого Глава 1 Дворянин Василий Волков размышляет о том, как государственная казна, опустевшая от войн и бунтов, обирает помещиков. Крестьянин Волкова,...
  16. Образ Кутузова и средства его создания в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» — одно из величайших произведений гениального русского писателя, по праву вошедшего в сокровищницу мировой литературы. Толстой описывает...
  17. Образ Александра Адуева, Петербург и провинция Деловой и деятельный административно-промышленный Петербург в романе «Обыкновенная история» противостоит застывшей в феодальной неподвижности деревне. В деревне время помещиков отмечается...
  18. Образ Платона Каратаева в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Творчество Л. Н. Толстого охватывает большой период времени — с 50-х годов 19 века до 10-х годов 20 века. Писатель...
  19. Образ Кутузова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Образы Кутузова и Наполеона, созданные Толстым в романе «Война и мир», — яркое воплощение принципов писателя в изображении исторических деятелей....
  20. Исторический роман «Петр Первый» Пойми, пойми, все тайны в нас, в нас сумрак и рассвет. А. Блок Исторический роман «Петр Первый» — одно из...
« «Хорошее отношение к лошадям» анализ стихотворения Маяковского
Роль образа Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения