Образ автора
Автор — один из главных героев романа. Но это не обычный герой. Он общается и с читателем, и с Онегиным.
В результате читатель сам становится героем романа, «небрежного плода забав» автора.
На протяжении всей книги автор словно играет с читателем. Он называет его то «другом Людмилы и Руслана», понимая, что читатель должен знать эту поэму, то невеждой. То он насмешливо пишет об образовании Евгения, то неожиданно говорит: «Мы все учились понемногу…» И читатель, уже почувствовав свое превосходство над Евгением, оказывается ничуть не лучше его.
Рассказывая об Онегине, автор то иронизирует, то защищает его перед читателем. То он насмешливо замечает в конце первой главы: «Я думал уж о форме плана // И как героя назову». И повергает этим читателя в полное недоумение — как же так?
Он же уже познакомил нас с Онегиным. В результате автор предстает в виде очень интересного человека: он может подшучивать над «добрым своим приятелем», но не дает этого сделать другим; приглашает читателя посмеяться вместе, а потом ставит его на место. Отношение автора к Евгению противоречиво. «Противоречий очень много, // Но их исправить не хочу». Но и Евгений — очень противоречивая личность: то он лицемерит, то он благородно поступает с Татьяной.
И при всей своей дружбе с Евгением Онегиным автор замечает: «Я рад заметить разность между Онегиным и мной».
Но самое главное, что автор противопоставлен Онегину. Онегин «к жизни вовсе охладел», и «русская хандра им овладела понемногу». Он не видит в жизни смысла: его не интересуют ни театр, ни еда, любовь для него — просто способ убить время.
Он машинально одевается, все делает по моде того времени, живет по часам. Автор старается успеть везде , в театр он приходит одним из первых и уходит последним, наблюдая, как, «шумя, торопится разъезд». Он наслаждается едой , театром .
Он видит красоту природы и замечательно изображает каждое время года, восхищается ею. Он не стал рабом моды в убыток своему желанию наслаждаться жизнью.
Кроме того, автор предстает перед нами гениальным художником: он описал всю русскую жизнь XIX века, и как он ее описал! Картины, которые он изображает, возникают перед глазами, как настоящие, — и природа, и еда, и танец балерины. Мы никогда не увидим Истомину, но мы уже знаем, как она танцевала.
Автор много рассказывает о себе, о том, как он «безмятежно процветал в садах Лицея», о своей жизни. Он без излишней скромности возвышает себя и как философа над Евгением, и как поэта над Ленским, но не говорит этого прямо, а доказывает это всем романом.
Таким перед нами предстает автор — философом, находящим в жизни смысл, размышляющим и о жизни, и о смерти, и о любви. Человеком с огромным чувством юмора, в то же время верным другом такого непохожего на него Евгения. Он «блещет и пестреет разнообразностью живой» и, создав новую форму литературного произведения, новые образы, не соответствующие стереотипам романов, новые идеалы, предоставив читателю самому решать: кто же главный герой и как жить нам самим, показывается великим художником, поэтом и очень интересным и необычным человеком.
Образ автора