Образ автора в поэме «Паломничество Чайльда Гарольда»
Поэма Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» — это лирический дневник поэта. В ней он показал свое отношение к жизни, свои философские взгляды. Поэта, с одной стороны, захватывает красота, яркость и многоплановость человеческой личности, а с другой — он отрицает одну за другой все основы европейской жизни, не находя в них высокого и вечного. Максимализм поэта-романтика, его непримиримое отношение к несовершенству, его неутомимое стремление к впечатлениям «иных миров», где, вероятно, можно достичь высокого идеала, вдохновили поэта на создание поэмы-путешествия. Португалия, Испания, Албания, Греция, Швейцария, Италия возникают перед читателем поэмы в ярких картинах, преисполненных и увлечения, и боли. Проблемы свободы и рабства, смысла человеческой жизни, цивилизации и варварства, любви и искусства, войны и мира, патриотизма и религии в поэме Байрона раскрылись не только в политическом, философском, психологическом и эстетичном планах, но также как личное переживание.
Чайльд Гарольд — сын в свое время. Уже в первой песне поэмы он теряет интерес к жизни и становится одиноким. Мир, который широко раскинулся перед «неугомонным беглецом» и показанный в захваченном рассказе автора поэмы, не развеивает его пасмурности, а побуждает искать смысл жизни и проклинать «пороки юных лет». Даже в любви Гарольд остается холодным и пасмурным. В песне о любви «Инессе» он изнемогает от тоски и не надеется, что его поймут. Автор поэмы, хотя и разделяет с Гарольдом тоску разочарования, но все равно окрылен жизнью, которая дарит путешествие. Роскошная природа Луситании, героическая Испания, морская буря и ясное небо, свобода и поэтическое вдохновение, свобода и освободительная война захватывают Байрона, его мир величественный, динамический, он чрезвычайно яркий рядом с бледными впечатлениями героя, который утомлен светом. Поэт преисполнен страсти в отношении ко всему, будто море во время бури, его до глубины души волнуют глубокие жизненные противоречия.
Поэт-романтик ищет справедливости в мире, который возникает в поэме как возможность гармонии, которая всегда остается недосягаемой. Волшебная природа Синтри соседствует с грязным Лиссабоном, мужественные и суровые испанцы вынуждены быть рабами иностранных завоевателей, веселая Севилья окружена кровавыми картинами войны, которая началась ради славы тирана. Героизм, смелость, способность на смертельный риск, присущи народу Испании, не завоевывают свободы. Байрон, такой непохожий на своего героя, также обреченный на разочарование, трагизм, одинокость. Стремление найти родную, верную тебе душу не находит отклика в целом мире. Погиб друг поэта, любимая далеко… Страдания переполняют душу… Но они морально не убивают поэта. Он и дальше верит в гармонию жизни, в то, что идеал все же таки где-то есть и отыскать его возможно и необходимо.
Свобода и любовь, природа и поэзия для Байрона даже в скорбном отчаянии остаются нетленными вечными ценностями.
Образ автора в поэме «Паломничество Чайльда Гарольда»