Образ этого «немецкого Гамлета»
В начале Отечественной войны Бехер еще верил в возможность антифашистского восстания у себя на родине. Но по мере того как шла война, эта надежда меркла, ибо Бехер все яснее видел, что миллионы немцев стали соучастниками преступлений гитлеровцев. Он гневно заклеймил злодеяния вермахта на русской земле («Россия», «Фотокарточка на память», «Ясная Поляна» и др.). Бехер сознавал, что Германия справедливо стала предметом ненависти народов, и это сделало очень сложным и мучительным его отношение к родине,
Наполнило его стихи горечью, глубокой печалью и стыдом за свою страну. Но и в эти годы Бехер сохранил веру в духовные силы простых людей Германии, в их способность отринуть гитлеровскую ложь. В драме «Зимняя битва» Бехер раскрывает причины поражения вермахта под Москвой и то влияние, которое оказала эта историческая битва на немецких солдат. Главным героем драмы является ефрейтор Иоганн Хердер, ищущий выход из того тупика, в который завел немецких солдат и всю Германию фашизм. Образ этого «немецкого Гамлета», вышедшего из среды буржуазнойинтеллигенции, позволяет драматургу особенно выразительно показать, насколько труден был путь к истине даже для тех субъективно честных людей, которые попали в ряды вермахта. В решительный момент Хердер отказался исполнить преступный приказ и был за это убит гитлеровцами. Эту трагедию бесконечных колебаний и запоздалого прозрения Бехер справедливо считал типичной. для многих простых людей Германии. «Зимняя, битва» — наиболее значительное его создание в области драматургии. Бехер использовал некоторые элементы высокой трагедии немецких классиков (пять актов, стихотворные монологи и диалоги в особенно напряженных драматичных сценах, белый пятистопный ямб). Но в целом «Зимняя битва» — это, конечно, совершенно новый образец немецкой трагедии.
Важнейшей темой творчества Бехера военных лет стала тема его второй родины — Советского Союза. Бехер восхищался силой патриотических чувств, мужеством и самоотверженностью советских людей и прославлял их священную войну против варварского нашествия («Великая надежда», «Святая воля» и др.). Его стихи, запечатлевшие ночную Москву во время воздушных налетов, были проникнуты большой любовью к ней и гордостью за ее защитников, а позднее он создает картину Москвы в дни победы, когда над столицей в огнях салюта вздымается «памятник из света», возвещающий приближение мира.
В поэме «Спасибо тебе, Сталинград» (1943) Бехер рассказал о массовом героизме защитников города, сражавшихся за каждый дом, за каждый метр русской земли. Победа под Сталинградом открыла путь к освобождению не только советских республик, но и народов других стран, порабощенных гитлеровцами. Эта мысль раскрывается и через композицию поэмы, построенной как благодарственная песнь городов, спасенных Сталинградом.
Когда немецкие военнопленные и политические эмигранты образовали национальный комитет «Свободная Германия», Бехер вошел и его руководство. В радиопередачах на Германию, напечатанных затем в книге «Немецкая миссия. Призыв к немецкой нации» (1943), Бехер выступил с программой уничтожения фашизма, демократического обновления страны и возрождения ее гуманистической культуры.
Первый вариант относится к 1942 году, окончательная авторская редакция — к 1953. В июне 1945 года Бехер одним из первых немецких писателей вернулся в освобожденную Германию и с большой энергией взялся за осуществление намеченной программы. С этого времени началась новая глава в его жизни и творчестве.
Образ этого «немецкого Гамлета»