Образ главного героя в повести Бальзака «Гобсек»
Гобсек это не бездушный человек-автомат. Это душа, о которой Дервиль говорил следующее: «… присягаюсь, что ни одна человеческая душа в мире не знала таких жестоких испытаний и так не закалилась, как он». Это «закаливание» не уничтожило душу человека, а лишь прибавило ей мудрости, заставило ее скрывать собственные чувства, осторожно относиться к человеческим отношениям, определенной мерой взять на себя роль человека, который восстанавливает справедливость. А справедливость — это не только наказание, а и помощь. Когда речь идет о действительно мудром человеке, то оказывается, что ее наказание тоже становится помощью — конечно, если тот, кого наказывают, способный это понять.
Попробуем подбить основные итоги «психологической реконструкции характера» главного героя повести Оноре де Бальзака «Гобсек». Писатель изображает сильный мужской характер, который было сформировано очень трудными, можно даже сказать, экстремальными условиями жизни. Это самодовлеющий человек, который умеет строить правильные заключения из собственных ошибок, которая высоко ценит себя, свой моральный опыт, свою жизненную философию, поэтому ставит себя выше за обычных людей. Она умеет доказывать другим людям свою способность придерживаться собственных жизненных принципов, умеет подчинять людей собственной воле, всегда достигает того, что окружающие ее люди выполняют требования, которые она выдвигает к ним.
Заметный эгоцентризм этого человека не мешает потому, что она чувствительно, с большой заинтересованностью присматривается ко всем, с кем ее сводит судьба, активно вмешивается в жизнь других людей тогда, когда считает это целесообразным. Впрочем, ее поведение почти всегда отвечает внешнему образу, который она сознательно создает и который воспринимается другими людьми как ее сущность. Основные признаки этого образа: человек-автомат, которая некогда открыто не выражает собственные чувства, которую невозможно убедить даже в пустячках, взгляды и жизненную философию которой невозможно изменить, к чувствам которой невозможно «достучаться». Декларации, которые она провозглашает, на первый взгляд, что совпадают с его поведением, поскольку это поведение носит целиком сознательный, взвешенный и последовательный характер.
Второй сторона этой фигуры, который можно считать внутренней характеристикой героя, отмечается повышенной эмоциональностью, бушующими страстями, которые он мастерски скрывает. Неподдельная заинтересованность в каждом человеке отображает, с одной стороны, поиски героем морального оправдания своей — иногда чрезмерно жесткой — поведения, с другой стороны — его стремления помочь тем, кто заслуживает на помощь. Открыто проявить свою сущность герой не может, так как это будет восприниматься обществом как слабость, но Гобсек, как, оказывается, всегда оказывается на стороне тех, кто — вопреки обстоятельствам жизни — сохраняет нравственность или хотя бы остатки нравственности.
Хорошо понимая людей, он замечает человеческие добродетели и своеобразно «вознаграждает» их носителей, помогая им таким образом, что они сохраняют собственное достоинство.
В целом главный герой возникает как человек, который сформирован соответствующим обществом, которая хорошо приспособилась к условиям жизни этого общества и была в состоянии сохранить свои представления о морали, которая во многом противоречат общественной морали. Жизненный опыт подсказывает этому человеку «правильную» линию поведения, которое помогает достичь уважения со стороны почти всех членов общества, навязать свою волю тем, кому, по ее мнению, нужно ее навязать.
Образ главного героя трагический, поскольку «борьба за существование» лишила его друзей, возможности быть собой, открыто обнаруживать обычные человеческие чувства.
Этот образ можно воспринимать как художественное обвинение общества, в котором человек для того, чтобы выжить и достичь успеха, должны отказаться от искренности, доброжелательного отношения к другим людям. Еще больше трагизма прибавляет этому образу то, что это — характер незаурядной силы, человек, добродетели которого, если бы он их не скрывал, помешали бы достичь жизненного успеха. Ценой этого успеха постоянная потеря человечности, необходимость превратиться на человека-автомата, в души которой было горячее человеческое сердце, которое определяло отношение этого человека к себе, к миру, к другим людям и т. п..
Обобщая рассмотрение соотношения социального и индивидуального характеров Гобсека, делаем вывод, который в отношениях героя с подавляющим большинством людей доминирует именно социальный характер: старый ростовщик ведет себя так, как он и должны вести себя, выходя со своего общественного положения. Тем не менее, именно тогда, когда герой «разрешает» себе проявить свой индивидуальный характер, мы видим настоящего Гобсека, который всегда направляет свои усилия на то, чтобы «восстановить справедливость» относительно отдельного человека. Возможно, секретность и привлекательность образа старика ростовщика обусловлена именно этим разногласием между его социальным и индивидуальными характером?
«Психологическая реконструкция характера» Гобсека усложняется тем, что этот образ создан на границе романтизма и реализма. Продолжительное время Гобсек воспринимался лишь как полно отрицательный персонаж, своеобразный образ от «власти золота», но, как мы видим, гениальный писатель Бальзак создал намного более сложный образ!
Соответственно, его осмысление должно быть всесторонним, что есть невозможным без «психологической реконструкции характера» одного из известнейших образов мировой литературы.
Образ главного героя в повести Бальзака «Гобсек»