• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»

 

Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»

В 1923 году был опубликован очерк Михаила Афанасьевича Булгакова «Киев-город», в котором писатель вспоминал о событиях гражданской войны. В нем он писал: «Когда небесный гром убьет всех до единого современных писателей и явится лет через 50 новый настоящий Лев Толстой, будет написана изумительная книга о великих боях в Киеве». Эти слова оказались пророческими: всего через несколько лет Булгаков напишет роман «Белая гвардия».

В произведении родной писателю Киев именуется с большой буквы — Городом. В этом видится и почтение, и любовь к малой родине, а также подражание древним римлянам, которые называли Рим «Urbis» — Город. Сам автор был свидетелем происходивших в Киеве в 1918-1919 годах событий. В это время Михаил Афанасьевич жил в Киеве и, как его герой Алексей Турбин, служил врачом в Добровольческой армии.

Образ Города появляется на первой же странице романа. Несмотря на то, что нигде в тексте не упоминается его название, автор не стремится к полной завуалированности. Он открыто называет весьма знаменитые места Киева — Крещатик, Владимирская Горка, Печерск. Все это позволяет легко понять и определить место действия. С самого начала произведения становится ясно: судьба Города неразрывно связана с судьбой Турбиных.

Этот Город — их Дом и Родина. Образ Города является стержнем сюжетной завязки «Белой гвардии». Именно он является причиной и целью боевых действий между различными силами.

Удивительно, что и для белых офицеров, и для мужиков-петлюровцев Город — родной. Только для большевиков, пришедших «оттуда, где очень, очень далеко сидела, раскинув свою пеструю шапку, таинственная Москва», Город был чужим. В первой части романа перед нами Город, который «разбухал, ширился, лез, как опара из горшка». Булгаков пишет, что Киев каждый день наполнялся огромным количеством совершенно разных людей, «новыми пришельцами».

Исконные жители были вынуждены тесниться. Город заливали потоки банкиров, промышленников, купцов, журналистов, актрис и кокоток. Все они бежали от большевиков, ожидая найти в Городе свое спасение.

Напротив, во второй и третьей частях романа мы видим совершенно пустые улицы, которые и защищать-то было некому. Место, куда стремилось так много людей, оказалось никому не нужным. Только самые преданные и патриотичные люди, вроде полковника Най-Турса, Турбиных и их друзей, остались в Городе, чтобы разделить с ним его судьбу. Любое описание Города, будь то рассказ про гимназию или Владимирскую Горку, проникнут чрезвычайной авторской любовью, которая передается и нам. Киев Булгакова — «прекрасный в морозе и тумане на горах».

Садов в Городе было «так много, как ни в одном городе мира». Топография Города очень точна. При описании боев и отступлений, при любом передвижении создается впечатление, что Булгаков проводит нас по этим киевским улицам, площадям и переулкам.

Он словно заставляет нас почувствовать то же щемящее чувство, что жило в сердце Турбина, когда он понимал, что Город, его родной город, повергнут, побежден, распят. Наиболее часто применительно к образу Города Булгаков использует такой художественный прием, как олицетворение: «Город жил», «дымился», «шумел». Очень часто встречается выражение «лучший в мире», «как ни в одном городе мира».

Интересен образ, возникающий в романе периодически. Это образ белого электрического креста «в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке». Этот крест символизирует и тяжелую участь побежденного, раздираемого Киева, и является главной достопримечательностью Города, его отличительным знаком. Отвечая на вопрос об участи Города, о том, что ждет его впереди, Булгаков снова обращается, уже в самом финале романа, к Владимирскому кресту: «Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира. Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла — слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч.

Но он не страшен. Все пройдет…Меч исчезнет…» Немного выше автор говорил о том, что все «башни, тревоги и оружие человек воздвиг, сам того не зная, для одной цели — охранять человеческий покой и очаг. Из-за него он воюет, и, в сущности говоря, ни из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует». Но война сама по себе является разрушительницей и покоя, и очага, а значит, однажды, когда людям надоест, она закончится. Война не может быть вечной.

А когда она закончится, снова воцарятся мир и жизнь. И снова будут цвести в родном городе сады. А над садами прекрасного Киева раскинется «тяжелая синева, занавес бога, облекающий мир», вся покрытая бесконечными и вечными звездами.



Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»

Другие сочинения по теме:

  1. Роль снов героев в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Роман Булгакова «Белая гвардия» — одно из самых цельных и талантливых его произведений. Апокалипсическая тема расколотого мира выражена автором в...
  2. Новый тип героя в пьесе Булгакова «Белая гвардия» Превращение прозы в драму описано в «Театральном романе» таким образом, что его сегодня не обходит ни один ученый, занимающийся проблемой...
  3. Планы сочинений по теме: О романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Что вы знаете об истории создания романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? За написание романа автор взялся в 1928 году,...
  4. Собирательный образ глуповцев в романе «История одного города» Традиционный темой в творчестве российских писателей на протяжении многих веков является патриотическая тема — тема Родины, России. Достаточно вспомнить А....
  5. Образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» ПЛАН. I. Образ Маргариты в романе М. А. Булгакова » Мастер и...
  6. План к теме: «Вечные» темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Место романа «Мастер и Маргарита» в жизни и творчестве его автора. Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал на протяжении...
  7. Сочинение на тему: Образ провинциального города в прозе А. Чехова Провинциальный городок в произведениях Чехова воспринимается мною как некий собирательный образ. Серый, скучный день. Он такой же серый и скучный,...
  8. Белая лебедушка характерный образ русских лирических песен Белая лебедушка — очень характерный образ русских лирических песен, символ девушки-невесты. Девы-лебеди известны и в волшебной сказке. Прекрасная царевна Лебедь...
  9. Приемы сатирического изображения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин — один из самых известных литературных сатириков XIX века. Роман «История одного города» является вершиной его художественного...
  10. Изображение обывательщины в романе «История одного города» Салтыкова-Щедрина интересует отношение народа к власти, самодержавию. Ведь, бунтуя против отдельных представителей власти на местах, народ посылал ходоков к правителям....
  11. Образ города в первых произведениях Брюсова Наряду с декадентским индивидуализмом молодого Брюсова общей, объединяющей основой его лирики того времени является, как уже упоминалось, ее урбанистический характер....
  12. Тема выбора в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Сочинение по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» есть одним из ярчайший произведений. В...
  13. Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Сочинения по литературе: Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать...
  14. Символика лунного света в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, по мнению многих критиков, самое гениальное произведение XX века в русской литературе. Бесконечное множество...
  15. Образ города в поэме «Медный всадник» «Вступление», посвященное торжественному описанию столицы, толкуется как прославление дел и личности Петра, как победа царя над стихией. Но Белинским же...
  16. Изображение бесправия и покорности народа в романе «История одного города» В «Истории одного города» писатель довел до совершенства наиболее яркие черты своей сатирической манеры. Основными приемами сатиры являются сатирическая фантастика,...
  17. САТИРА В РОМАНЕ Г. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» План. I. Сущность приема «романа в романе», значение его для понимания образов. II. Отражение в образах Понтия и Иешуа «вечных»...
  18. Временные пространства в романе Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» — произведение, которое изменило мое представление о мире вообще. Жил я себе на планете Земля и...
  19. Тема выбора в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из ярчайших произведений. В нем переплелись время настоящее (время написания романа) и...
  20. Описание образа Воланда в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Борьба добра и зла — центральная тема в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В произведении дни далекого прошлого очень...
« Сочинение Математика в моей жизни
Сочинение по прочитанному рассказу А. П. Платонова «Неизвестный цветок» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения